Туристы сюда почти не ходят — опасаются. Я про Маншият-Насир, район на окраине Каира, известный также как Город Мусорщиков. Его обитатели, копты-христиане, почти монопольно специализируются на сборе, переработке и реализации бытовых отходов. Составляют своего рода привилегированное(?) сословие заббалинов (زبالين). Сравнительно доходный промысел передается из поколения в поколение. Зримое подтверждение благосостояния – высящиеся повсюду высотки-новостройки, усеянные тарелками-антеннами для спутникового ТВ и интернета (совсем уж беднота – мусульманская – ютится по соседству в Городе мертвых). На улицах можно увидеть крутые авто.
Кстати, вспомнился советский лозунг «Отходы — в доходы!».
Заббалины получают плату за обслуживание с собственников жилых домов и коммерческих объектов. Государственные же и муниципальные власти в это не вмешиваются.
Монополия ревниво охраняется. Чужаков-конкурентов бьют смертным боем. Смотрите, вот «заббалинята» одного такого на берегу Нила застали, схватили, добычу отобрали, лупят… Полиция и прохожие – ноль внимания. Лишь пара сердобольных теток да я попытались было криками остановить расправу. Куда там!
Праздно глазеющих (особенно снимающих) здесь не тоже любят. В лучшем случае – терпят. В худшем – могут обругать, толкнуть, выхватить фотоаппарат или телефон. Поэтому снимал то исподтишка, то с дальних дистанций, то — пару раз – предельно вежливо испросив разрешения.
Разумеется, фото не передают пропитавшей всё и вся грязи и вони. Местные же свыклись с ними и чувствуют себя вполне комфортно. Бойко торгуют лавки, чинно потягивают кофе и дымят кальянами посетители духанов.
Захожу в одну такую лавочку. Хозяин величает ее арт-бутиком, себя – дизайнером. Из чего творит? Из мусора, разумеется. Например, материалом для изготовления изящных дамских сумочек служат колечки от пивных банок.
Вот перед вами типичный квартал. Нижние помещения – сортировочные и складские. Кое-где даже с прессами.
Наверху живут.
Чердаки и крыши до упора забиты тюками и контейнерами (подъем-спуск – лебедочный, поэтому не зевай, а то на башку прилетит).
На некоторых зданиях – пандусы для сжигания совсем уж бесполезного (впрочем, и это потом используется – зола идет на удобрения).
Смотрю, тащат на заклание упитанных хрюшек. Пищеотходы – прекрасный корм для них. Рядом на жаровне шкворчит-подрумянивается свинина (для правоверного мусульманина грех-то бы какой! ).
Объездив полмира, повидав самые разные коммунально-уборочные «ноу хау» (в Швеции, к примеру), свидетельствую: этот допотопный вид организации «мусорного дела» — чуть ли не самый эффективный.
Предостерегу, однако, от умилений, западания на экзотику. Имеются и теневые стороны. Взять хотя бы чрезвычайную распространенность среди заббалинов инфекционных заболеваний в спектре от гепатита до ковида (попробуй-ка поперебирай кучи мусора, включающего использованные маски, шприцы, прочие опасные медицинские отходы…). Средняя продолжительность жизни составляет около 55 лет. Плюс рано отлучаемые от школы и развивающего досуга дети; помогая взрослым, сплошь и рядом копошатся в отбросах, перетаскивают тяжеленные мешки.
Экология? Без комментариев!
При всем при том заббалины в массе своей самодостаточны, далеки от того, чтобы кардинально менять что-то в своей жизни. Самый беспротестный электорат на всех выборах (то-то политики с ним заигрывают).
Набожность? Вроде бы да. По крайней мере, кругом кресты, изображения Христа, девы Марии. А чем полнятся дворы церквей? Правильно, мусором. А где прихожане? По пословице: лучше мусор собирать с думой о боге, чем в храме молиться, думая о мусоре.
Зато туристов усиленно зазывают в расположенный рядом христианский монастырь святого Симеона Башмачника.
Живший здесь в Х в., тот прославился тем, что (якобы?) сдвинул с места гору Мокаттам. Симеоновы мощи (якобы?) обладают целительными свойствами.
Рекламные проспекты щедры на эпитеты: мол, архитектура монастыря великолепна. Между тем, красота задается не столько строениями, сколько отвесно нависающей украшенной барельефами и надписями скалой, гигантскими пещерными сводами (вмещают до двадцати тысяч посетителей).
При монастыре — детсад, воскресная школа, музейная экспозиция, сувенирные бутики, экстрим-парк с канатным аттракционом (сверху всё как на ладони и до небес рукой подать)…
Добавить комментарий