В иранском городе да не побывать на рынке? Вот и в Кашане я окунулся в многоцветье-многоголосье, бурлящее под старинными сводами. И как только мы там не разминулись? Поневоле вспомнилось философское: закономерность выстраивается через цепь случайностей. Сразу прониклись взаимным интересом и симпатией. Нашлись общие темы. Оба – люди необычной судьбы, педагоги-историки, коим и за оружие браться доводилось. Он коллекционер, я тоже.

Итак, знакомьтесь: Аскер Сасанид. Имя означает «воин», фамилия указывает на принадлежность к шахиншахской династии, правившей Персией с 224 по 651 годы.

Повёл меня в более чем странное своё жилище. Вы только представьте себе соединённую извилистой лестницей четырёхуровневую вертикаль каморок-закутков от подвала до чердака. Набитую всякой-всячиной. Тут же умаявшиеся за день работяги, готовят на газовой плитке плов. Подходят и что-то докладывают хозяину пацаны лет 14-ти-15-ти.

 

Посмотрите, какая колоритная резиденция! Как водится, попиваем круто заваренный чай, неспешно беседуем о разумном, добром, вечном. Тут и выясняется: Аскер – не мусульманин; исповедует древнюю религию – зороастризм. И я, приветствовавший его словами «Салам алейкум», очень даже ошибся; надо было «Дуруд».

Тут же небольшая библиотечка священных книг, включая «Авесту».

Доходит очередь до воспоминаний. Вот он юный атлет! Вот оседлал породистого коня!…

Да, дружище, ты знал лучшие времена!

Пытаюсь уточнить, чем занимается Аскер сейчас. Тот только отшучивается: «Хитрым бизнесом». Догадываюсь сам: клинингом или попросту, уборкой рыночных помещений. Заодно его подопечные сортируют мусор, отправляют таковой в утиль. Кое-что, представляющее антикварный интерес, используется соответствующим образом. Гордость мешает аристократу признать себя старьевщиком. Для меня же его занятие – почтеннейшее и интереснейшее. Ведь я добрую треть своих (без ложной скромности – уникальных) экспонатов собрал по мусоркам, чердакам, подвалам, «заброшкам»…

Вечер плавно переходит в ночь. Ну как отказаться от предложения побродить по опустевшему рынку, подняться на крышу… Прямо-таки дух захватывает, какая панорама оттуда открывается – то расцвеченная огнями, то тающая в зыбком полумраке!..

Приходится балансировать (поверхность-то неровная – из обожжённой на солнце глины). Обходить «грибы» с круглыми вентиляционно-кондиционирующими отверстиями, средневековым изобретением.

— Смотри, Аркадий, во-он там, купол насчитывающего несколько столетий водосборника.

Рискую подойти к карнизу. Благо, юные аскеровы «адьютанты» подстраховывают.

Назавтра прогулка повторилась. Снимаю, стараясь запечатлеть всё при свете дня. Солнце-божество в зените…

Конечно же, нужно сделать совместное фото. Обязательно в шляпе (видавшей виды). Обменяться сувенирами. Таковыми с моей стороны служат российские монеты. Аскер радуется. Оказывается, среди его увлечений приоритетное — нумизматика.

Хода хафез! До свидания дорогой мой! Я буду советовать соотечественникам-россиянам посетить тебя. Тебе привезут новую шляпу и, в отличие от меня, таки заплатят за то, что по праву можно назвать интереснейшей экскурсией. Передадут приветы и наилучшие пожелания.

Найти — труда не составит. На старом рынке Аскера всяк знает.

Ещё через день издали увидал: толкает он доверху гружёную тележку. Что только добавило моего уважения.

О достопримечательностях Кашана и других его необычных обитателях речь впереди.

Иранцы: гостей привечая, не обойтись без чая