Кем тогда? Исследователем. С одним рюкзачком. Чаще всего я сходил с натоптанных нашими соотечественниками маршрутов, проявлял равнодушие к «развлекухе», сувенирии, кулинарии.

Первое увиденное при выходе из аэропорта Стамбула: сплошная валка молоденьких русских берёзок; корчуют, спиливают, штабелюют, увозят. Взамен высаживают южные деревья. Чем не символ, применительно к взаимоотношениям наших стран?

Стамбул

Где остановился? Меня вполне устроил хостел в старинной трехэтажке на улице Bayram Firini. Обшарпанный, наполненный вещицами из далёкого прошлого. Сравнительно недорого, а главное – рядом с набережной. Именно такое пристанище было у путешественников рубежа позапрошлого-прошлого столетий, белоэмигрантов 1920-х; небось, ещё и клопы донимали.

турецкий сундук

В хостеле моё внимание сразу привлёк обитый жестью расписной сундук, наполненный бытовой мелочёвкой.

Кофейничаешь на террасе и любуешься поднимающимся над Босфором солнцем.

Кстати, по оценкам здешних гурманов, турецкий кофе должен быть чёрным, как безлунная ночь, крепким, как грех, сладким, как любовь, адски горячим.

Конечно, прогулки рано утром и перед сном – любуясь открывающимися видами, слушая шум волн.

Однажды забредя за «витринные» пределы, познакомился со стамбульскими купальщиками-экстремалами. Тоже окунулся. Ничего водичка – градусов 10. Да подогрелся у костерка.

Стамбул, Босфор

На чёрных камнях побережья Босфора. Вдали от снегов и житейского сора

Самое место и самое время было помянуть остающийся актуальным афоризм, приписываемый адмиралу Ушакову: «Чёрное море – бутылка, пробка от которой у султана» (= президента Эрдогана). Именно! Антироссийские санкции в очередной раз сие подтверждают. Что-то не видать кораблей с бело-сине-красным триколором. То откроется «бутылка», то опять закупорена.

Хотя внешне весьма привлекательны бурлящие Египетский и «Гранд» базары, они мало чем могут заинтересовать взыскательного знатока. Уж точно не аляповатой «ювелиркой» из низкопробного золота.

Посему я, бегло осмотрев их, повышенное внимание уделил рынкам, где отовариваются местные жители. Здесь напрочь отсутствуют роскошь и лоск . Зато всё натуральное: свисают говяжьи и бараньи туши (свинина – ни-ни), высятся горы овощей-фруктов, в изобилии — сладости, соленья, молочное, специи… Совсем уж экзотика: гирлянды сушёных кишок и курдючный жир. Цены в разы ниже магазинно-бутиковских. К примеру, где ещё за четыре лиры купишь увесистый брусок кустарно изготовленного оливкового мыла?

Ценники увидишь разве что в торговых сетях. Остальные продавцы ориентируются на толщину кошелька и степень сговорчивости покупателей. Значит, торгуйтесь до посинения. Уступят.

Удручающе однообразны элитные антикварные магазины: большую часть товаров составляют запредельно дорогие предметы роскоши. Особенно бросаются в глаза клинки, самовары и иконы, в разные времена вывезенные из России. Мне куда милее и доступнее окраинные закутки старьевщиков. Вещички разрозненные, случайные, поломанные… Перебирай их, сколько душе угодно, стряхивая пыль веков! По сходной цене отоварился.

Как и сотни лет назад, по улицам бродят старьёвщики-эскиджи. Один из них – Ясин — любезно разрешил мне ознакомиться с содержимым его тележки, кое-что рассказал о своей работе . Фотографироваться же отказался наотрез. Скромняга!
Во-первых, надо иметь громкий и мелодичный голос, чтобы оповещать округу о своём появлении.
Во-вторых, оценивать и выгодно выторговывать (или выпрашивать) потенциальные приобретения. Чаще всего жители сбывают ему сломанную домашнюю технику, «покоцанную» посуду, поношенные одежду и обувь, багажные принадлежности и т.д. и т.п.
В-третьих, уметь что-то починить, придать товарный вид и пустить в продажу, что-то раскурочить-рассортировать и сдать в металлолом (или макулатуру).
Попадаются ли раритеты? Ясин свидетельствует – да: книги, журналы, открытки, фотографии…
Не брезгуют эскиджи порыться в мусорных контейнерах и грудах хлама, остающегося после сноса ветхих домов.
Душевный получился у нас разговор. Жаль, короткий. Удачи тебе, Ясин!

На дармовщину или за незначительные подаяния — уличные зрелища: костюмированные шествия, танцы под барабаны, выступления певцов, фокусников, шутов гороховых. А как гулеванил Стамбул в новогоднюю ночь — ни в сказке сказать, ни пером описать!

Порадовал обширный комплекс Стамбульского университета. Особенно истфак, возглавляемая профессором Мехметом Ёздоганом кафедра археологии с интереснейшими экспозициями.

Совершенно замечательная «Мозаитека» — раскопанные в самом центре Стамбула развалины дворца, построенного на стыке позднеантичной и раннесредневековой эпох. С полом и стенами, украшенными мозаичными картинами. Полюбуйтесь, какое буйство красок, какая экспрессия!

Велик соблазн покопать и самому. Благо артефакты буквально на поверхности – то черепок, то фрагмент мраморной колонны. Упаси Аллах! Пограничники и таможенники бдят! Не дремлет и полиция. Густо — посты и патрули (иногда совместно с армейскими). Смотрю — они по всему периметру площади Султанахмет, где расположены главные святыни. Плюс бэтээры и переносные бронированные бункера. Стражи правопорядка корректно, но настойчиво требуют предъявить содержимое сумок, копаются, пускают в ход ручные металлодетекторы (женщин — только женщины).

Железнодорожный музей в здании бывшего столичного вокзала. Ну, где ещё, причём, абсолютно даром, можно ознакомиться с овеществлённой историей знаменитого Восточного экспресса?

Музей хаммама, то бишь бани, унаследованные турками от античных терм. Интересно, познавательно, бесплатно.

Бесплатен также музей прессы. Правда, представляющий интерес, главным образом, для профессионалов. Почти 35 лет занимающийся журналистикой, я его посетил.

Музей-диорама, повествующая о падении Константинополя (1453). Всё предельно реалистично, включая звуковое оформление: гремит бравурная музыка, грохочут бомбарды, ржут кони, с кличем «Алла!» идут на штурм воины…

Буквально в сотне метров от диорамы – подлинные стены, башни, рвы. Местами зияющие пробоинами, обвалившиеся, выжженные. Реставрация их ещё только начата. Лазь, сколько хочешь.

Комплекс вины за завоевания – и на уровне официоза, и в обыденном сознании населения отсутствует напрочь. Османы, мол, принесли свет истинной веры, заложили предпосылки складывания турецкой нации.

Коллегами-историками без смущения приводятся цитаты из хроник ХV-ХVI веков.

Когда византийские послы попытались было доказать султану Мехмету на то, что он – захватчик, творящий неправое, тот заявил: «Оба берега Босфора принадлежат мне: восточный, потому, что на нём утвердились османы, а западный, потому, что вы не в силах его защитить».

«Грабили три дня, и не было ни одного воина, который бы не обогатился добычей и рабами. По прошествии трех дней султан Мехмет угрозой тяжёлых наказаний пресёк грабёж и резню. Все повиновались приказу. Когда наступило спокойствие и вместо нелепого колокольного звона раздались приятные голоса муэдзинов, призывающих правоверных к молитве».

Созывают и ныне. Усиленные радиотрансляцией. Пять раз в день. Кстати, в районах новостроек мечети расположены ещё гуще. Сказывается курс президента Эрдогана на исламский ренессанс.

мечеть Султанахмет, Стамбул

Айя София, Стамбул

Когда-то православный храм, потом музей, а ныне — мечеть Айя София. Не передать словами чувства, которые охватывают под её сводами

Богатейший Морской музей. Отлично сохранившиеся галеры. Образцы оснастки, вооружения, снаряжения, формы… Ретроспективный панегирик патриотизму, мужеству и искусству мореходов Турции. Иное – либо предельно сглажено, либо вообще «за кадром». Так, полностью отсутствует информация о разгроме турецких эскадр русскими у Чесмы (1770) и Синопа (1853). Как операция по поддержанию мира подана высадка турецких воск на Кипр в 1974 г. (греки называют её агрессией). Есть и тайны. Например, связанная с гибелью в зоне боевых действий на Чёрном море 23 июня 1941 года со всем экипажем боевого корабля. Какую задачу выполнял, кто потопил – наши или немцы? Оказывается, с 40-х годов турки, наряду с итальянцами, форсированными темпами реализовывали проекты применения пловцов-подводников.  Радуют интерактивные экспозиции: хочешь — порули, встав за штурвал, наведи на цель бортовое орудие, вместе с водолазами погрузись в пучину…

Вот такими видами Стамбула можно полюбоваться из окон культурного центра SALT Galata, что недалеко от Галатской башни. И в отличие от башни, вход сюда бесплатный.

Стамбул

 Альтернативой Музею современного искусства – несмотря на дорогущие билеты, штурмуемому толпами туристов – вполне могут служить многочисленные бесплатные выставки; просто места надо знать. Вот, например, вариации на тему железа. Согласитесь, пермские Исмагиловы отдыхают.

Или взять созданную Денизой Сагдыч галерею портретов-«трансформеров». Какая выразительность! А начнёшь вблизи разглядывать – (квази)хаос крышечек, лоскутков, пуговок…

Согласитесь, талантливейшая художница!

Среднестатистические  же турчанки сильно уступают мужчинам на всех поприщах; их доля на рынке труда — менее четверти. Сказываются низкий образовательный и профессиональный уровни, писанные и неписанные ограничения. В администрации, сервисе, торговле, общепите — почти исключительно сильный пол. Если и встретишь в общественном  пространстве работающую  женщину, то скорее исполняющей вспомогательные функции.

Сдаётся мне, большинство турчанок склонны к полноте. Впрочем, это в моём вкусе. Вспомнилось восторженное описание прелестей одной ханум, относящееся к ХVIII столетию: «Она так красива, что в дверь протискивается только боком!».

Замечаю: рядовые турки живут очень стеснённо, экономя каждую лиру. В том числе, на отоплении – жгут щепки в железных печурках — неоднократно видел дымящие трубы, выведенные прямо в окно.

Стамбул, старые дома

Город полон колоритными развалюхами двухсотлетней давности. Сносить таковые запрещено во имя сохранения историко-культурного наследия. Можно лишь реставрировать их. Целыми кварталами кособочатся они в районе Фанар. Район заинтересовывает ещё и расположением там собора Георгия Победоносца — резиденции Константинопольского (и, якобы, «вселенского») патриарха. Отношение к последнему, мягко говоря, скептическое. Власти признают за ним только статус главы православной общины страны. Сходна позиция РПЦ и других церквей.

Фанар – это ещё и уютные кафе, лавочки со всякой всячиной, причалом, к которому то и дело подходят прогулочные суда.

Турки темпераментны, азартны, общительны и доброжелательны. Заплутает ябанджи (иностранец) — подскажут, покажут, проводят. На узких кривых улочках дружно – возгласами и жестикуляцией — помогают разъехаться автомобилям. «Сдай чуть влево! Ещё! Стоп!». Водители в знак благодарности прикладывают руку к сердцу, удовлетворённые «волонтёры» расходятся. Пару раз и я подключался к регулированию уличного движения.

Языковый барьер? Хотя везде, даже в самых маленьких торговых заведениях и кафешках найдутся англо- и русскоязычные сотрудники, пара-тройка слов на языке собеседника оценивается по достоинству.

Запомните – пригодится:

Мерхаба – здравствуйте.
Тшекюр – спасибо.
Йя- в зависимости от интонации, используется как для выражения удивления, радости, так и раздражения, досады.
Вай – сожаление, недоумение, восхищение, внезапная радость.
Aй – восхищение, радость в позитивном смысле. В негативном- сетование, переживание.
Ха – а, да, ну.
Хах – именно, вот-вот, как раз.
Хишт – эй, послушай(те)!
Ойёле ми – ух ты! неужели! ну надо же! вот это да!

Резюмирую: насыщенно и без обычных для туристов трат можно (и нужно) путешествовать по стране, не отдыхая, а изучая её историю, культуру, быт, нравы.

Р.S. Стараюсь руководствоваться древним мудрым принципом: «Аллах, закрывая перед нами одни двери, открывает тысячу других». Ковидные препоны  побуждают к поиску нетрадиционных маршрутов. Куда теперь? Не рвануть ли в Иран? Что посоветуете, уважаемые читатели?