Представляю вам одного из моих китайских друзей Сюэ Лянцзы. На 73-м году от роду – в отличной форме. Не пьёт, не курит. Выглядит лет на 20 моложе. Активно занимается боевыми искусствами, ушу и китайской традиционной медициной. В подтверждение тому уже при знакомстве продемонстрировал мне каскад атак, приёмов массажа. Имя – под стать. Лянцзы означает стремительно несущегося, способного за день преодолеть тысячу ли коня.
Я ему по этому случаю стихи посвятил:
Хороший в Китае есть друг у меня.
Имя его означает коня.
Который, едва лишь касаясь земли,
Может промчаться хоть тысячу ли.
А ветерану народно–освободительной войны Ши Гуану скоро 95. Тот ещё старый тигр! Смотри о нём:
Оба – не исключение, а скорее правило. Свыше двухсот миллионов лао – пожилых китайцев, по утрам и вечерам занимаются гимнастикой, танцами, а, главное, каким-нибудь трудом. Пьют много чая – зелёного, без сахара. Воспитывают внуков. Путешествуют. Принимают активнейшее участие в общественной жизни.
Здесь, как в той песне: старость приходила, дома не застала, посему останусь-ка я молодым.
Преклонные года для китайца – это, в первую очередь, очень уважаемый статус, состояние души и интеллекта, а затем уж груз лет, убывающие силы.
Государство и общество всячески тому способствуют. Проезд в общественном транспорте бесплатен. Музеи, специализированные зрелищно-образовательные мероприятия, различные курсы – тоже. Тренеры и танцмейстеры в парках, музейные гиды – это ведь не на голом энтузиазме, а получающие зарплату, сориентированные на целевые аудитории специалисты.
Напомню также про жонглёров – от 60 и старше – в историческом парке Хэфэя.
Из традиционного для стариков продвигаются чайные (куда, кстати, можно приходить со своей заваркой и лишь подливать бесплатный кипяток, общаться, под фонограммы петь песни своей молодости).
Сравнительно новое — клубы по интересам, столовые, где, хочешь готовые блюда подадут, хочешь, подключись к приготовлению (хотя бы указаниями).
А вот одна из моих новых подруг. Меня с ней познакомил на застолье коллега – 72-летний профессор Сюн Сяоци. Я –то подумал, что она ему дочь. Оказалось – жена, и ей за 60. Да, вдобавок, работает моделью. И начала мне госпожа Сюн рассказывать про участие в разработке чего-то-там модного для гранд-дам. Вот она, кстати, в стиле «милитари». Ну а когда супруги принялись отжигать танго с немыслимыми па, я вообще отдохнул.
Хоть светские нравы в КНР довольно чопорные, здесь не в диковинку конкурсы красоты, проводимые среди женщин «третьего возраста». Причём, всё как положено, включая дефиле в мини-бикини, танцы. Волосы приветствуются не только серебристые – любых оттенков. Фэнтэзи-причёски? Пожалуйста. Но чтоб никакой хирургической «пластики», никакой косметической «штукатурки». Морщины? Что ж…
Среди увенчанных короной всекитайской победительницы – 78-летняя госпожа Ма Цзин. Вы только представьте, обойти 408 конкуренток! Победа тем более значимая, что выяснилось: «королева» в своё время победила рак. Вот оно – мужество жить!
Теперь-то вы понимаете, почему КНР на втором место в мире по числу долгожителей?
Я бы сильно погрешил против истины, ограничившись изложенным.
Здесь, как и во всём мире, актуальны проблемы одинокой старости, бедности,болезней. Особенно в «глубинке». Сельская молодёжь устремляется в мегаполисы. К родным очагам возвращается только по праздникам. Кому за стариками ухаживать? И то ведь коллективистские традиции сказываются. Престарелые обитатели деревушек объединяются в своего рода товарищества взаимопомощи. Иногда даже поселяются вместе. Приглядывают друг за другом, ностальгируют…
Наверняка сокращают продолжительность жизни миллионов китайцев вредные привычки, особенно курение.
Добавить комментарий