В Поднебесной и вокруг него – изобилие водоёмов. Посему, китайцы издревле путешествуют и перевозят грузы по рекам, озёрам, морям.
Коль спокойное мелководье да короткие расстояния — применялись плоты и лодки-плоскодонки. Последние, изготовленные традиционным способом, из природных материалов, мне во множестве довелось наблюдать на озёрах и реках провинций Аньхой и Цзянси. Бросилась в глаза характерная особенность: киль отсутствует, что нос, что корма — одинаково «утиные». Это для облегчения маневрирования – хоть вперёд, хоть назад, хоть кругом. Да и грузить-разгружать таких «уток» удобнее.
Наибольшую известность получила джонка(垃圾). Будучи изготовлена сперва для применения на внутренних водных путях, она представляла собой увеличенную копию указанной выше лодки. Парус(а) — этакого циновочно-веерного типа. Рулевое «кормило», располагаемое вертикально-осевым способом — такое массивное, что выполняет и роль киля.
Китайские корабелы первыми стали делить корпус на изолированные отсеки, что не только значительно повышало живучесть судна, но и позволяло строить джонки достаточно больших размеров.
Европейцы переймут указанные изобретения только спустя полтора тысячелетия.
Когда китайцы стали осваивать моря, размеры джонок стали увеличиваться до полусотни и более метров.
Кстати, недавно китайские археологи подняли со дна Южно-Китайского моря джонку времен правления династии Сун (宋朝, 960−1279). Длина судна составляла 22 м, ширина — 9,5 м. А вместе с ней груз – свыше 150 тысяч артефактов, включая керамические сосуды, золотые, серебряные и медные монеты. Даже остатки обитых бронзой сундуков, ларцов, шкатулок (лак предохранил их деревянные части от окончательного разрушения и они могут быть отреставрированы).
То-то не повезло купцам!
Корабль, как сообщает информагенство Синьхуа, отправили в Музей морского шелкового пути города Яньцзян (провинция Гуандун), где он хранится в морской воде и песке в том виде, в котором он столько лет пролежал на морском дне.
Как мудро! Ведь мало найти нечто уникальное, куда труднее бывает сохранить находку. Вспомнилось: в Стокгольме я посетил музей «Васы» — знаменитого шведского корабля начала XVII века. Корабль затонул в Стокгольмcкой гавани сразу же после отплытия в своё первое плавание. Пролежал под водой 333 года и был поднят уже в XX веке только после разработки технологии консервации.
Джоночное судоходство распространилось по всей Юго-Восточной Азии, а, затем и далее.
Вот, прочёл в одном из старинных источников. В 1847—1848 годах 800-тонная (!), гружёная чаем гонконгская джонка «Кхэйин», обогнув мыс Доброй Надежды, стала первым китайским судном, бросившим якорь на рейде Нью-Йорка. В Англии эту диковинку посетила сама королева Виктория.
Лишь через год, по проторённому пути уйдёт в Гонконг первый чайный клипер — американский «Ориентал».
Описанные выше лодки, джонки и иные плавсредства широко применялись китайцами в войнах ХХ века. Для перевозки войск, оружия, боеприпасов, иных интендантских грузов. На них же осуществлялось форсирование рек.
Мне довелось близко познакомиться с ветераном Народно–освободительной войны Ши Гуаном. Ему далеко за 90. Но, вспоминая боевую молодость, он буквально преображается.
Весной 1949 года поступил приказ доставить по реке Янцзы 20 тонн продовольствия наступавшим на Нанкин частям 4-й армии.
Тяжело гружёная, осевшая почти по ватерлинию, джонка шла медленно. Экипаж – из местных профессиональных корабельщиков. Охрана – под началом Ши Гуана — девять юных плохо обученных бойцов – вчерашних крестьян.
— Приходилось постоянно быть начеку. Ведь линия фронта – из-за того, что враг делал отчаянные попытки контратаковать — постоянно сдвигалась то в одну, то в другую сторону. Кроме того повсюду бродили разрозненные группы, стремившихся выйти к своим, гоминдановцев.
Река неспокойная, фарватер сложный. Того и гляди, на мель наскочишь, днище о камни пропорешь. То на стремнину выходить приходится, то к берегу жаться…
Таки нарвались на засаду. Из-за очередного изгиба выскочила полная вражеских солдат лодка.
— Ох, и пожалел же я тогда, Аркадий, что не имел мой отряд на вооружении пулемёта. Однако духом не пал. Скомандовал целиться получше, бить залпами.
Грохнули – прицельно, слажено — девять винтовок и командирский маузер. Ещё!.. Ещё!..
Хоть лодка по инерции мчалась вперёд, среди врагов возникла паника. Лихорадочно работая вёслами, они развернулись и помчались обратно.
Убедившись в безопасности оставшегося пути, красноармейцы двинулись дальше. Как раз вовремя подоспели.
Всё познаётся в сравнении. Неделю спустя такое же задание выпало выполнять другу Ши Гуана. А тот смалодушничал. Чтоб не рисковать, вместе с отрядом по берегу шёл. Малочисленный экипаж не справился с управлением. Джонка накренилась, черпнула воды, перевернулась и затонула.
Добавить остаётся немногое. Вёсельно-парусные «старо-престарожилы» до сих пор и волны бороздят, и жилищами, и вместилищами всякого добра служат.
В завершение добавлю литературную нотку. У «писателя-призрака» под псевдонимом Франклин У.Диксон есть серия рассказов для детей «Братья Харди». В том числе рассказ «Тайна китайской джонки«.
Фрэнк и Джо, в свободное от школы время с удовольствием помогают своему отцу, знаменитому сыщику Фентону Харди, раскрывать запутанные уголовные преступления. В этот раз братья решают купить старую китайскую джонку, чтобы перевозить на ней пассажиров. Однако, только-только они совершают покупку, как вокруг лодки начинают крутиться странные подозрительные личности, которые периодически ее обыскивают. Фрэнку и Джо придется потрудиться, чтобы выяснить, из-за чего вокруг их покупки поднялся такой ажиотаж, и попутно вывести на чистую воду целую группу контрабандистов
Добавить комментарий