В Поднебесной и вокруг него – изобилие водоёмов. Посему, китайцы издревле путешествуют и перевозят грузы по рекам, озёрам, морям.

Коль спокойное мелководье да короткие расстояния — применялись  плоты и лодки-плоскодонки. Последние, изготовленные традиционным способом, из природных материалов, мне во множестве довелось наблюдать на озёрах и реках провинций Аньхой и Цзянси. Бросилась в глаза характерная особенность: киль отсутствует, что нос, что корма — одинаково «утиные». Это для облегчения маневрирования – хоть вперёд, хоть назад, хоть кругом. Да и грузить-разгружать таких «уток» удобнее.

 

Наибольшую известность получила джонка(垃圾). Будучи изготовлена сперва для применения на внутренних водных путях, она представляла собой увеличенную копию указанной выше лодки. Парус(а) — этакого циновочно-веерного типа. Рулевое «кормило», располагаемое вертикально-осевым способом — такое массивное, что выполняет и роль киля.

Китайские корабелы первыми стали делить корпус на изолированные отсеки, что не только значительно повышало живучесть судна, но и позволяло строить джонки достаточно больших размеров.

Европейцы переймут указанные изобретения только спустя полтора тысячелетия.

Когда китайцы стали осваивать моря, размеры джонок стали увеличиваться до полусотни и более метров.

Кстати, недавно китайские археологи подняли со дна Южно-Китайского моря джонку времен правления династии Сун (宋朝, 960−1279). Длина судна составляла 22 м, ширина — 9,5 м. А вместе с ней груз – свыше 150 тысяч артефактов, включая керамические сосуды, золотые, серебряные и медные монеты. Даже остатки обитых бронзой сундуков, ларцов, шкатулок (лак предохранил их деревянные части от окончательного разрушения и они могут быть отреставрированы).

То-то не повезло купцам!

Корабль, как сообщает информагенство Синьхуа, отправили в Музей морского шелкового пути города Яньцзян (провинция Гуандун), где он хранится в морской воде и песке в том виде, в котором он столько лет пролежал на морском дне.

Как мудро! Ведь мало найти нечто уникальное, куда труднее бывает сохранить находку. Вспомнилось: в Стокгольме я посетил музей «Васы» — знаменитого шведского корабля начала XVII века. Корабль затонул в Стокгольмcкой гавани сразу же после отплытия в своё первое плавание. Пролежал под водой 333 года и был поднят уже в XX веке только после разработки технологии консервации.

Джоночное судоходство распространилось по всей Юго-Восточной Азии, а, затем и далее.

Вот, прочёл в одном из старинных источников. В 1847—1848 годах 800-тонная (!), гружёная чаем гонконгская джонка «Кхэйин», обогнув мыс Доброй Надежды, стала первым китайским судном, бросившим якорь на рейде Нью-Йорка. В Англии эту диковинку посетила сама королева Виктория.

Лишь через год, по проторённому пути уйдёт в Гонконг первый чайный клипер — американский «Ориентал».

Чай под парусами

Описанные выше лодки, джонки и иные плавсредства широко применялись китайцами в войнах ХХ века. Для перевозки войск, оружия, боеприпасов, иных интендантских грузов. На них же осуществлялось форсирование рек.

Мне довелось близко познакомиться с ветераном Народно–освободительной войны Ши Гуаном. Ему далеко за 90. Но, вспоминая боевую молодость, он буквально преображается.

Беседую с Ши Гуаном

Весной 1949 года поступил приказ доставить по реке Янцзы 20 тонн продовольствия наступавшим на Нанкин частям 4-й армии.

Тяжело гружёная, осевшая почти по ватерлинию, джонка шла медленно. Экипаж – из местных профессиональных корабельщиков. Охрана – под началом Ши Гуана — девять юных плохо обученных бойцов – вчерашних крестьян.

— Приходилось постоянно быть начеку. Ведь линия фронта – из-за того, что враг делал отчаянные попытки контратаковать — постоянно сдвигалась то в одну, то в другую сторону. Кроме того повсюду бродили разрозненные группы, стремившихся выйти к своим, гоминдановцев.

Река неспокойная, фарватер сложный. Того и гляди, на мель наскочишь, днище о камни пропорешь. То на стремнину выходить приходится, то к берегу жаться…

Таки нарвались на засаду. Из-за очередного изгиба выскочила  полная вражеских солдат лодка.

— Ох, и пожалел же я тогда, Аркадий, что не имел мой отряд на вооружении пулемёта. Однако духом не пал. Скомандовал целиться получше, бить залпами.

Грохнули – прицельно, слажено — девять винтовок и командирский маузер. Ещё!.. Ещё!..

Хоть лодка по инерции мчалась вперёд, среди врагов  возникла паника. Лихорадочно работая вёслами, они развернулись  и помчались обратно.

Убедившись в безопасности оставшегося пути, красноармейцы двинулись дальше. Как раз вовремя подоспели.

Всё познаётся в сравнении. Неделю спустя такое же задание выпало выполнять другу Ши Гуана. А тот смалодушничал. Чтоб не рисковать, вместе с отрядом по берегу шёл. Малочисленный экипаж не справился с управлением. Джонка накренилась, черпнула воды, перевернулась и затонула.

Добавить остаётся немногое. Вёсельно-парусные «старо-престарожилы» до сих пор и волны бороздят, и жилищами, и вместилищами всякого добра служат.

Джонка, Китай,китайская лодка

 

В завершение добавлю литературную нотку. У «писателя-призрака» под псевдонимом Франклин У.Диксон есть серия рассказов для детей «Братья Харди». В том числе рассказ «Тайна китайской джонки«. 

Фрэнк и Джо, в свободное от школы время с удовольствием помогают своему отцу, знаменитому сыщику Фентону Харди, раскрывать запутанные уголовные преступления. В этот раз братья решают купить старую китайскую джонку, чтобы перевозить на ней пассажиров. Однако, только-только они совершают покупку, как вокруг лодки начинают крутиться странные подозрительные личности, которые периодически ее обыскивают. Фрэнку и Джо придется потрудиться, чтобы выяснить, из-за чего вокруг их покупки поднялся такой ажиотаж, и попутно вывести на чистую воду целую группу контрабандистов

Text.ru - 100.00%