Дети везде во многом схожи, а, значит, узнаваемы. Все жизнерадостны, любознательны, любят играть и шалить…
Как и везде, детей здесь очень любят, стараются одевать поярче.
Есть у здешней детворы и бросающиеся в глаза особенности.
К примеру, открытость, общительность. Будь то столичный Тегеран, будь то провинциальный Йезд – первыми к иностранцу-«ференги» без всякого смущения подойдут дети. Поприветствуют — «Hello» — попросят сфотографировать их (зачастую вместе с вами), расспросят о том, о сём…
Раз в метро мы целой компанией — старый да малые — весело общались, изрядно позабавив остальных пассажиров. Шутки и смех на весь вагон, обнимашки, селфи… (см. заставку)
При всём при том, сильно сказываются религия и традиции. Так, папа-мама (не говоря уж о бабушках-дедушках) пользуются непререкаемым авторитетом, к ним принято обращаться на «вы» и слушаться беспрекословно. Это закреплено законодательством. Согласно Гражданскому кодексу, «ребенок должен повиноваться своим родителям и уважать их». При непослушании допустимы телесные наказания.
На почитание старших направлены общегосударственные культурно-воспитательные программы, социальная реклама. Вот, полюбуйтесь, какая тема обязательно присутствует в учебниках и широкоформатных уличных плакатах.
Конституция ИРИ гарантирует бесплатное школьное образование. Кстати, финансирование его выше среднемирового. Обучение мальчиков и девочек – раздельное (совместное – в вузах).
Увы, значительное число детей вынужденно остаются неучами. Причина – бедность.
Горько видеть мальцов, нашаривающих в мусорных контейнерах, тянущих гружёные тележки, сгибающихся под тяжестью чувалов с картоном… Ну, раз поможешь поднести, раздашь по денежке…
Заметил, трудяжки помощь принимают охотно, но с достоинством, милостыню не просят.
Ещё одно распространённое занятие – уличная «шнурочно-зажигалочная» торговлишка.
Если кто и побирается, назойливо клянча, так это цыганята, кои во всех странах такие.
Прошу понять меня правильно, я не ханжа. Да и сам, будучи сиротой, в 1970-е с 11 лет на каникулах подрабатывал – ремонтировал ящики и грузил фрукты-овощи в совхозе под Краснодаром. После 8-го класса – формовщиком обувной фабрики. Подработка – не хлеба насущного ради, а чтобы иметь свободные деньги на свои пацанячьи радости.
Что касается Ирана (и всех других стран), то, по-моему, лучше уж детский труд, чем детский голод.
Официально в стране трудоустройство разрешено с 15 лет. До совершеннолетия положен сокращённый рабочий день, запрещены сверхурочные, работа во вредных условиях… Другой вопрос, как это соблюдается и насколько действенен контроль со стороны ведомства по правам ребёнка.
Добавить комментарий