Иностранцу, приехавшему в Иран, поначалу очень трудно сориентироваться не только в буквах, но и в цифрах. Они на фарси, а, значит, совершенно иные. Вдобавок почти все, норовя продемонстрировать свои каллиграфические способности, так лихо закручивают надписи, что даже базарный ценник напоминает сложный узор.

Иран: ожидания и реалии

Истоки этого – в давным-давно сложившейся традиции, возникшей с арабскими завоеваниями, утверждением ислама. Последний, как известно, запрещает изображение живых существ.

Персы приноровились. Стали создавать настоящие шедевры.

До XII века преобладал стиль «куфи», с его подчёркнутой пластичностью, вытянутостью – словно улитки ползут. Им поныне пользуются для коранических текстов.

Каллиграфия Куфи,Иран

Затем к нему добавились «насха» и «сулюса», с их выверенными пропорциями, необходимыми при постройке и оформлении зданий, особенно мечетей, дворцов, мостов. Образно говоря, как пишу, так и черчу. То купол, то минарет…

Виртуозным узорчьём и золотистым цветом в Коране принято воспроизводить слова «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного».

коран

В повседневной жизни, включая документооборот, возобладал «нас/талик» (скоропись): закруглённые линии, удлинённость по вертикали, лаконизм. Именно этим стилем написаны величайшие произведения Востока: трактаты Ибн Сины, стихи Омара Хайяма и др.

Каллиграфия Омар Хайям, Иран

Книгопечатанье в очередной раз упростило дизайн знаков, стандартизировало таковые. Штрихи сделались грубее, толще, фон – контрастней. Печатная продукция распространилась в самые широкие слои населения. Тут уж не до изысков.

Перестав быть единственным способом создания текстов, каллиграфия превратилась в высокое искусство, доступное в зависимости от наличия таланта и уровня эстетического развития личности. Смотри. Подражай. Учись. Вырабатывай нечто своё.

Сильно продвинуло каллиграфию в массы развёртывание рекламной деятельности. Надписи-рисунки появились на одежде, багажных принадлежностях, этикетках…

Ну и, конечно же, эстеты, историки, культурологи, любители-энтузиасты, включая автора, имеют возможность приобщиться к подлинным памятникам каллиграфии.

Например, посетив музей в городе Казвине.

Из мастеров ХХ-ХХI веков мне особенно нравится Таха Бехбахани – самобытнейший живописец, график, скульптор, создатель театральных декораций, руководитель ряда медиапроектов, университетский профессор… Ему свойствен синтез сюрреалистических форм, восточной мистики, иранской самобытной стилистики. Один из основных мотивов его творчества – изображение птиц. Тексты у Бекбахани то сидят нахохлившись, на ветках, то норовят взлететь, или, по крайней мере, пуститься вскачь, подобно страусам…

Совершенно фантастичен Мохаммад Эхсай — экспериментирует, сочетая каллиграфию с модернистской абстракцией. Подлинники я, увы, не видел. Кому интересно – ищите в Интернете.

Также ценим мною Реза Абедини. Он, виртуозно стирает грани между традиционными исламскими узорами, персидской каллиграфией и иллюстрациями для создания современных произведений искусства. Тем, кто будет в Тегеране – вот координаты выставочного центра, где можно ознакомиться с этим и другими творениями мастера: аллея Рошанманеш, 2.

Каллиграфия Реза Абедини, Иран

 

Кукольный владыка – вот он я, поди-ка…