Таможенники. С ними сталкивались все, кто хотя бы раз выезжал за границу. Я знаю об этой профессии не понаслышке. Поскольку почти 10 лет в качестве члена экспертно-аттестационной комиссии курировал Пермскую таможню и Таможенную тыловую базу в Заостровке.

Плюс ситуации, когда сам являлся досматриваемым. Особенно запомнилось следующее. Весной 2013 г. летел я из венского аэропорта Швехат. Таможенники – образец вежливости и предупредительности. Но вдруг среди моих вещей обнаружился ножичек (с мизинец). Так они весь мой багаж бесцеремонно перетрясли, выложив пожитки на всеобщее обозрение; одежду прощупали, ботинки чуть не распотрошили… Оно, конечно, безопасность – превыше всего.

А я, между прочим, помню те времена, когда по СССР летали, даже не предъявляя паспорта.

Лучшие качества отечественных таможенников отражает кинообраз Верещагина из «Белого солнца пустыни». Помните: «За державу обидно!», песню «Ваше благородие, госпожа Удача»?

Изобразительное искусство к героям сегодняшнего праздника оказалось куда скупее. После долгих поисков на просторах Интернета, только и нашёл я, что публикуемую здесь карикатуру.

карикатура на таможенный досмотр

Таможенный досмотр

У соседей – чуть богаче. Вот, не угодно ли, картина заслуженного художника Украины Аркадия Русина «Задержание Одесской таможней 204 кг героина» (2007 г.):

картина «Задержание Одесской таможней 204 кг героина»,Аркадий Русин

Аркадий Русин «Задержание Одесской таможней 204 кг героина» (2007 г.)

Приятное исключение – полотно итальянского художника-импрессиониста Антонио Манчини (Antonio Mancini, 1852 – 1930) «Таможня»(1887 г.). Я видел её при посещении Лондонской Национальной галереи.

Сюжет довольно прост. Молодая миловидная женщина, сидящая на каретном сундуке; другой сундук распахнут и из него выглядывают наряды, дамские безделушки, коробочки. Рядом кофр-гардероб, на котором лежит меховое манто. На полу — коробки (может, с красками?). Извещающие о выставках и экспозициях Лувра афиши. Обратите внимание, они на французском языке. В руках книга или альбом с золотым обрезом — о Париже. Далеко не случаен висящий на настенном крюке натюрморт.

Под ногами в изящных чёрных туфельцах – грубый деревянный, обтянутый парусиной чемоданчик с верёвочными ручками. И, наконец, раскрытый кожаный саквояж с красной подкладкой и зонт.

В углу комнаты столик с аксессуарами таможенника: бумаги, чернильница, палочки сургуча, печать.

Итак, художница? Или жена художника? Задумчивая, чуть грустная… Покидающая Францию. Уж не на всегда ли?

Антонио Манчини,таможня,картина,каретный сундук,чемодан,саквояж

Антонио Манчини. Таможня. 1877

Разгадка, отчасти, кроется в судьбе самого автора картины.

Уроженец Рима, Манчини, с детства демонстрировавший незаурядные способности, легко поступил и успешно закончил Институт изящных искусств в Неаполе. Выставлялся на родине и во Франции — в Парижском cалоне. Сдружился с мэтрами импрессионизма Эдуардом Мане и Эдгаром Дега. Неустанный творческий поиск, напряжённейший труд, богемное времяпрепровождение… Беда пришла внезапно. В 29 лет Манчини перенёс тяжёлое психическое заболевание. Пришлось вернуться на родину. Лечение помогло мало. Почти полвека жил бедно и безвестно, пользуясь поддержкой друзей. Умер в Риме.