Попался мне как-то очень колоритный чемодан-футляр. Усиленный по углам стальными полосами. Выяснил: от первой советской электрической швейной машины «Тула» (Модель №1, 1958 г.). А потом и саму машину заполучил. Причём, тоже в футляре, только несколько иной конфигурации.
Невольно заинтересовался. Уж очень своеобразный — свойственный второй половине 1940-х гг. – «округло зализанный» дизайн у изделия. Выяснил, что машина почти целиком скопирована с немецкой «Zündapp Nähmaschine».
Вначале были снаряды
Фирма эта некогда была весьма известной.
Zündapp (сокращённо от «Zünder und Apparatebau G.m.b.H») в период Первой мировой войны, а точнее — в 1917 г., учредил предприниматель и инженер из Нюрнберга Фриц Ноймайер. Основная продукция – артиллерийские снаряды и взрыватели-детонаторы. Побочная – ящики к ним и небольшие контейнеры из металлопрофиля. Как вы догадываетесь, сбыт шёл бойко.
Однако поражение и последовавшие ограничения на производство вооружения, наложенные на Веймарскую Германию по условиям Версальского мира, побудили свернуть производство и искать новые товарные ниши.
Переход на производство мотоциклов
Герр Ноймайер решил и не прогадал: переходим на производство мотоциклов. Во-первых, подавляющему большинству немцев долгое время легковой автомобиль был просто не по карману, а ездить хотелось. Во-вторых, энное количество заказов перепадало от военного ведомства, которое втихую стремилось возродить полноценную армию (Reichswehr). На базе мотоциклетных подразделений отрабатывалась тактика будущих танково-механизированных «блицкригов».
Наиболее удачной моделью явился мощный мотоцикл с коляской Zündapp KS 750. Последний, кстати, комплектовался металлическим ящиком для инструментов, полужёстким багажным кофром и двумя кожаными (в эрзац-варианте – брезентовыми) сумками. Вдобавок он мог буксировать небольшой грузовой прицеп, а то и пушчонку-«колотушку» калибром 37-мм с боезапасом.
Обратите внимание на многочисленные исторические фото: бравые «дойче зольдатен унд официрен» пылят по нашим дорогам; потом вязнут в грязи и, наконец, намертво встанут, упёршись в сугробы.
Ориентация на швейные машины
Снова поражение. Опять нужно – ещё кардинальней — перестраиваться.
И тут Ноймайера осенило: коль немецкие фрау и фройлен, из-за нехватки одежды вынуждены шить-перешивать, перелицовывать-штопать, массовый спрос на швейные машины будет обеспечен. Успех превзошёл все ожидания.
Постепенно наращивался и выпуск мотоциклов. Затем – мотороллеров.
От «Цундапа» к «Туле»
В 1958 году нюрнбергский завод по какой-то причине демонтировали, оборудование и технологии продали СССР, а сами перебрались в Мюнхен.
Тульские оружейники быстро поставили машину на поток. Заодно стали изготавливать избыточно вместительный футляр для неё; по существу – настоящий чемодан. Ведь машина могла многие годы трудиться дома или в каком-нибудь ателье или на швейной фабрике. Зачем же прочному футляру без толку пылиться?
За «Тулой» последовали схожие «Волга» и «Харкiв». С такими же футляро-чемоданами.
Между тем, в Мюнхене бизнес у «Цундапа» не пошёл. В 1984 г. компания обанкротилась. Оборудование и технологии за 16 млн дойчмарок приобрели китайцы.
Aauf Wiedersehen, Zündapp! Прощай…
18.02.2019 at 20:38
привет из детства, сколько всего сшито-перешито на ней мамой и мне досталось.
25.04.2020 at 11:07
Добрый день! Как мне помнится машинки вроде в Ржеве выпускались (Ржев, Тула,Волга, Харьков)!
Причем тут тульские оружейники?
25.04.2020 at 16:28
И там — тоже.