Информационная волна, вызванная кончиной 22-летней курдки Махсы Амини пенится на том, что в Тегеране та была схвачена и до смерти забита полицией нравов ИРИ всего лишь за приспущенный хиджаб. Из неё норовит сделать символ протеста, в целом, против существующих в стране порядков.
Видеозаписью же зафиксировано: девушка упала, когда её вели. Врачи констатировали сердечный приступ.
Был бы повод… Пошло по до боли знакомому сценарию: выплеснувшиеся на улицы толпы, погромы… В Ширазе, Мешхеде, Реште, ещё ряде мест. Нашлось и оружие.
Вполне допускаю: часть протестующих, особенно из числа идеалистически настроенной молодёжи, действовала искренне. Мол, мы за свободу, против сковывающего личность шариата. Таких провокаторы используют «втёмную».
Нельзя сбрасывать со счетов наличие «контрволны» — куда как более массовых по числу участников демонстраций против беспорядков, в поддержку действий властей.
Существует ли и насколько остро стоит в Иране проблема женской эмансипации, преодоления дискриминации? Да. И довольно давно. Начавшаяся ещё при шахе и последующая меньшая или большая открытость миру не прошли бесследно.
Как вам относящаяся к 1969 году реклама иранских авиалиний?
Стандарты дресс-кода зачастую чисто формальны. Сам тому свидетель.
А вот мнение одного из моих местных друзей: «Если девушка хотя бы слегка прикроет голову платком, тем самым соблюдая местные традиции и общепринятые нормы, то разве тем самым унизится? Хиджаб? Для женщины он подобен раковине для жемчужины».
Иранские модницы носят яркие платки, брюки, блузы, плащи. Особой популярностью пользуется манто. Длина такового зависит от статуса и сочетания с другими элементами наряда. Так, короткие надевают с брюками и позволяют себе такое в основном незамужние. Вместо брюк можно надеть лосины или юбку с плотными колготками.
Очень важны платок или лёгкий шарф. Оба зачастую ниспадают свободно, лишь чуть прикрывая волосы. И тот, и другой могут быть разнообразных, даже очень ярких расцветок.
Обувь выбирается удобная и практичная, например, кроссовки. Главное, чтобы ноги были полностью закрыты. Каблуки разрешены, но встречаются гораздо реже. Любимый аксессуар, особенно эффектно выглядящий на чёрной одежде – яркая сумочка.
Макияж – упаси Аллах – кричащий. Как правило, это просто подведенные сурьмой глаза (на Востоке издревле полагают: сурьма обостряет зрение). Губная помада используется редко, а работницам/служащим вообще запрещён.
Чего позволительно вдоволь иранке – так это ювелирных украшений и бижутерии. Особенно популярны браслеты – хоть по нескольку сразу.
Для женщин отведены отдельные, помеченные помещенным ниже знаком, вагоны в поездах метро. Мужчины туда не вхожи. Женщины же могут садиться в любой. Забота налицо.
Всё познаётся в сравнении. Познакомился я в Исфахане со студенткой экономфака Саедой Рахой. Беженкой из Афганистана. Пришедшие там к власти талибы отвели женщинам роль домашних затворниц. «А я хочу учиться, делать карьеру, самой выстраивать свою личную жизнь». «Получается?». «Да».
Поездите, например, по Чечне, убедитесь, насколько там дресс-код строже. Не понаслышке сужу. Частенько там бывал.
Протесты иранок? Да, имели место. Прошу учесть — со стороны представительниц вестернизированной элиты. Посмотрите-ка на фото 1979 года.
Коснусь социального аспекта. Женщины могут служить чиновниками и полицейскими, занимать государственные посты и даже быть парламентариями. Поощряется получение ими высшего образования. Правда, пока слабого пола только примерно пятая часть от служащих и, вообще, работников по найму.
Я сперва удивлялся, потом привык видеть бойких женщин-менял валюты. В Кашане меня впечатлила хозяйка турфирмы Бахор. Энергичная, преуспевающая, свободно владеющая иностранными языками. Экспромтом сочинил ей стихи:
Ты пери из дивного сна, Ты птиц сладкозвучный хор. Имя твоё – весна. Имя твоё – Бахор!
Регламентации женщины подвергаются не только и не столько со стороны государства, сколько ближайшего окружения (семьи, религиозной общины и др.), где до полного равноправия далеко.
Что касается остроты проблемы. Таковая сказывается на уровне отдельных судеб. Скажем, без дозволения мужа, жене запрещены трудоустройство, учёба, выезд за границу. Дочь не смеет ослушаться родителей.
Минимальный брачный возраст для девочек в Иране — 13 лет (для мальчиков – 15).
Напоследок оговорюсь. Всё вышеуказанное не касается иностранок. Иранцы доброжелательны и деликатны, посему воздержатся от замечаний. Видал я, какой фурор производила шляпой россиянка-сибирячка. Фотографировали со всех сторон. Наверняка заполонили интернет снимками экстравагантной ференги-ханум.
Просто потенциальным туристкам самим следует соблюдать чувство меры.
Добавить комментарий