Почтительное величание «архитектором китайских реформ» — из уст ведущих политиков и экономистов;  с китайских плакатов — образ этакого добренького дедушки… Насколько соответствуют оба имиджа тому, кем был Дэн Сяопин (邓小平) на самом деле?

Дэн Сяопин…Коротышка. Деревенщина. Выходец из фунун – зажиточного крестьянства. Причёска – ёжиком. Манеры грубоватые. Руки – по карманам. До конца жизни говорил с сильным сычуаньским акцентом, любил жирную острую пряную пищу, много курил, был не дурак выпить, приударить за женщинами…

Правда, уже с юности основательно пообтесался. Стремясь к знаниям, отправился во Францию. Увы, вместо учёбы и постижения культуры страны, пришлось вкалывать на металлургическом заводе.  Это не могло не сказаться на мировоззрении юноши. Он на себе испытал верность марксистских постулатов о том, что бытие определяет сознание, а прибыль капиталиста складывается из неоплаченной части труда рабочего. Отсюда – прямой путь в ряды революционеров и красную Москву, где Дэн Сяопин учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени Сталина. Тогда же впервые увидел генсека ВКП(б), проникся искренним и на всю жизнь уважением к нему.

По возвращении в Китай, стал (ориентируясь на Мао Цзэдуна)  быстро расти по партийно-государственной линии, в т.ч, будучи армейским политработником.

Дэн Сяопин

В конце 40-х — начале 50-х годов Дэн так ретиво принялся проводить экспроприацию и  массовые показательные расстрелы «эксплуататоров»  на Юго-Западе страны, что даже Мао его сдерживал: «Помни, сейчас наша задача – не уничтожать, а ослаблять буржуазию».

1956 год. Одним из первых ознакомившись с прозвучавшим на ХХ съезде КПСС хрущёвским докладом о «культе личности», Дэн активно включился в противодействие шельмованию Сталина. Тогда же настоял на силовом подавлении венгерского мятежа.

Дэн – разумеется, с подачи Мао — один из организаторов кампании «Пусть расцветает 100 цветов, пусть соперничают 100 школ». Которая, в итоге, обернулась проверкой на лояльность. Ведь осмелевшие от кажущейся вседозволенности «правые» стали открыто отвергать установившийся политический и социально-экономический строй, оспаривать власть Компартии.

«Правые напоминают змею, которая, почуяв опасность, попыталась было снова спрятаться в норе, но оказалась схваченной за хвост» — образно констатировал Дэн.

Результат: гайки снова прикрутили, примерно полмиллиона человек стали узниками исправительных лагерей, ещё миллион наказали без лишения свободы. Впоследствии Дэн, если и сокрушался, то лишь об огульности и масштабах «цветочных» репрессий, но никак не о целях и результатах таковых.

Дэн Сяопин,Мао Цзэдун

Председатель Мао и его преданный помощник Дэн

В 1961 году возглавил делегацию КПК на ХХII съезд КПСС. Китайская делегация воздержалась от публичной поддержки хрущёвской политики. Зато возложила два венка к Мавзолею. На одном из них надпись: «И.В. Сталину – великому марксисту-ленинцу».

Дрейф от «комиссарско-винтовочного» мировоззрения к жёстко прагматическому начался у Дэна после драмы «Большого скачка». Он, хоть с оглядкой, стал ратовать за расширение материальных стимулов.

Поддержал аренду и семейный подряд, при котором сверхпланово произведённые продукты можно было оставлять себе (однако без права продавать их). Сделал он это, инспектируя провинцию Аньхой. Именно там впервые прозвучала, впоследствии ставшая знаменитой, присказка насчёт кошки, которая без разницы какого цвета, лишь бы ловила мышей.

За это да за «уклоны от генеральной линии партии» три раза попадал в опалу. Доходило до открытой травли, унижений, принуждений к публичным покаяниям, отправки на «перевоспитание физическим трудом». Слесарил на машинно-тракторной станции, разводил кур, выращивал овощи. Звался просто Лао Дэн («старина Дэн»). Был я в местах, где это происходило – в провинции Цзянси.

«Беспомощен, как барахтающаяся в воде собака» — образная и очень точная констатация его тогдашнего положения.

С Дэн Сяопином всяко бывало.
Судьба его – буря; за валом вал!
Крутило, вертело, с ног сбивало.
Трижды падал и трижды вставал.
«На-а!» — по спине  хунвейбина дубина —
«Кайся, собака, чёрный бандит!»
Жену волокут, искалечили сына…
Неужто же стерпит и не отомстит?

Мао внимательно следил за тем, как Дэн «исправляется», читал его покаянные письма. По достоинству оценив верноподданность, вернул в управленческую «обойму». С напутствием: «Настойчиво трудись. Заботься о здоровье».

1976 год. Кончина Председателя. Претендентов в наследники – хоть отбавляй. С политориентациями в спектре от архилевацких до либеральных. Одна вдова Мао – Цзян Цзин – чего стоила!

Дэн – признанный знаток бриджа – доказал, что ему нет равных и в политических играх.  Карты соперников оказались биты.

Дэн Сяопин,игра бридж

Все ждали, куда повернёт новый лидер. Консервативные партфункционеры-ганьбу опасались перемен. Среди обиженных властью имелось немало жаждавших реванша, полного слома системы. В затылок дышали Запад и Тайвань.

Соблазны ощущались и с других сторон. Хуа Гофэн после визита в Югославию вернулся восторженный. Вот, мол, с кого нам надо пример брать! К этому добавилась смесь идей Бухарина,  «социализма с человеческим лицом», «еврокоммунизма», «конвергенции», и т.д. и т.п. Ретроспективно-то мы понимаем их тупиковость и обречённость (я, кстати, сам свидетель кровавой югославской усобицы). Но тогда это было ясно далеко не всем.

Дэн не стал руководствоваться обидами. Выступил против того, чтобы валить всё на Мао. Мол, тому 70% свершений следует поставить в заслугу, остальное отнести не только и не столько к преступлениям, сколько к неизбежным для первопроходцев просчётам (себя, между прочим, оценивал 50 на 50). Проявил готовность делить ответственность за происходившее.

А вот и уместные дэновские цитаты:

«Нельзя недооценивать великих заслуг и затемнять светлый образ товарища Мао Цзэдуна».

«Тех, кто ему не повиновался, Мао сурово проучивал, но во всём знал меру!»

 «Народу нужна не буржуазная, а социалистическая демократия».

1977 год. Началась реабилитация. Хоть не чохом, но и то коснулась более чем 100 млн человек. Вернули из деревень сосланных туда «на перевоспитание». В том числе тех, кто десятилетия спустя рассказал мне о своих мытарствах.

При этом сохранился запрет распространять листовки и дацзыбао, направленные против марксизма, социализма, партии, комсомола.

Показательна судьба Вэй Цзиншэна – простого электрика, самого додумавшегося до идей, схожих с теми, что пропагандировал Милован Джилас (или позаимствовавшего таковые).  Суть их: партократы — ганьбу  — это новый паразитарно-эксплуататорский класс. Вокруг Вэя скучковался десяток-другой диссидентов-интеллектуалов (которые, скорее всего, прикрывались им). Однако, китайским Лехом Валенсой ему стать не дали, а осудили на 15 лет тюрьмы. Обвинения звучали грозно: связь с вражескими спецслужбами, подготовка терактов. Остальные, кто «засветился», тоже оказались за решёткой.

Всё в том же 79-м — под лозунгом: «Одна семья — один ребенок» — вводится очередной, пожалуй, самый жёсткий комплекс мер, нацеленных на снижение рождаемости. Цель: притормозить темпы прироста населения до 1% в год (к 1985 году вообще до 0,5%), с тем, чтобы достижения не были «проедены лишними ртами». Контрольный показатель на перспективу до 2000 года должен был составить 1,2 млрд. человек. Ныне, напомню, население КНР почти 1,4 млрд.Причём, касалось это только ханьцев! Нацменьшинствам дозволялось плодиться по-прежнему.

С представителями этого поколения, оставшегося без братьев-сестёр, я ныне общаюсь. Вздыхают, сожалеют, но не ропщут. Мол, что ж поделать, за рост благосостояния приходилось расплачиваться, мириться с ограничениями. Короче, совсем по русской пословице: «Не два горошка на ложку». Ограничения, кстати, существуют поныне, хоть и в слегка смягчённом виде. Касательно возраста вступления в брак – тоже; раньше был – с 25 лет, сейчас – с 22 для мужчин, с 20 – для девушек.

Ещё одна мера, призванная сократить расходы госбюджета – частичная коммерциализация здравоохранения.

Что на внешнеполитическом поприще?

С 1979 года — полномасштабные дипломатические отношения с Америкой, которая за это отказалась от военной поддержки Тайваня.

Дэн Сяопин,Картер

В ходе визита в Вашингтон Дэн Сяопин поведал президенту Джимми Картеру о своих планах войны с Вьетнамом.

— А если вмешается Советский Союз? – резонно вопросил хозяин Белого дома.

— Пусть только попробует. – парировал гость — Мы способны нанести ядерные удары по Братску, Новосибирску и даже Москве.

Вдобавок сообщил: советские войска вот-вот вторгнутся в Афганистан.

Картер оставил предупреждение без внимания.

Территориальные претензии к соседям у Китая существуют издавна. В причины вдаваться не буду. Отмечу только,  что Дэн разрабатывал не только политические, но и чисто военные аспекты операции. Поскольку, к тому же, занимал должность начальника Генерального штаба НОАК.

Китайская пропаганда, разумеется, пиарила конфликт против Вьетнама как «освободительный поход».

Дэн Сяопин

Наши же бойцы идеологического фронта негодовали. Сошлюсь на книгу Фёдора Бурлацкого «Мао Цзэдун и его наследники» (М., 1980). Мол, «антисоветизм – козырная карта Пекина», а также «нагнетание страха и ужаса», чтобы заполучить поддержку со стороны Запада. Звучали также обвинения в «великодержавном гегемонизме», стремлении к захватам соседних стран, «разграблении жизненно важных стратегические ресурсов Вьетнама — нефти, хрома, магния… Выносился вердикт: маоисты «служат мировому империализму, ослабляя мировой революционный процесс». Дэн назывался главным инициатором агрессии, «в своих многочисленных развязных заявлениях во время пребывания в США и после возвращения в Пекин, твердивший о намерениях «преподать урок Вьетнаму».

Хотя вьетнамцы отбились, «уроки» продолжаются. Вот и в июле 2019 года произошло несколько серьёзных инцидентов: из-за находящихся под вьетнамской юрисдикцией спорных морских территорий, острова и шельф которых полнятся нефтью. До сих пор не урегулированы пограничные споры с Индией.

1979 год – это, как и предрекал Дэн, начало «Афгана». Поднебесная поставляла оружие «моджахедам». Китайские инструкторы учили с ним обращаться. Всё это не бесплатно, за деньги США и «Исламского интернационала».

В декабре того же года в КНР широко отметили 100-летие со дня рождения Сталина. Даже юбилейную серию почтовых марок выпустили.

Сталин,китайская марка 1979

В СССР о годовщине – почти полное умолчание. Только – скороговоркой, бесцветно, без портрета, зато с цитатами из Брежнева – статейка на задворках «Правды». Помнится, я, студент-первокурсник истфака Пермского университета, 21 декабря 1979 г. вывесил посвященную юбиляру стенгазету: портрет, биография с акцентом на военно-политическую деятельность, восприятие современниками (клич «За Родину, за Сталина!», «Сталин придет!», брошенный Зоей Космодемьянской перед казнью)… Из своего, риторически-вопросительное четверостишье:

И на солнце имеются пятна,
И сталь покрывает окалина,
И стала ли ныне понятна
Ипостась культа личности Сталина?

Резонанс последовал мгновенно. Роящаяся у стенда толпа студентов, вызов в деканат… Склоняли долго, крикливо и маловразумительно: «Партией уже дана исчерпывающая оценка!..», «Лучше бы изучил постановление ЦК КПСС «О культе личности!..», «У нас не Китай, дацзыбао развешивать!..».

Вернусь к Китаю и дэновским реформам.

Дэн Сяопин раньше многих увидел очевидное: рыночные отношения пробивали себе дорогу вопреки любым препятствиям, возводимым на их пути. Даже, казалось бы, в жёстко регламентированных «народных коммунах» сплошь и рядом производилась и продавалась «неучтённая продукция», люди занимались различными промыслами. Какой из этого напрашивался вывод? Либо легализировать, возглавить и направить в конструктивное русло стихию рынка, либо она сметёт всё к чёрту!  От лидера требовались интуиция, политическая воля, смелость, настойчивость, то, что ныне называют харизмой. Ему, словно доктору, взявшемуся лечить тяжело больного пациента, предстояло быстро и безошибочно поставить диагноз, выписать очень горькое лекарство…

Дэну  принадлежат основные идеи и формулировки, которые позднее «сплагиатирует» Горбачёв: «перестройка», «обновление», «ускорение социально-экономического развития», «новое мышление».

Приведу несколько цитат из дэновских выступлений.

На XII съезде КПК 1 сентября 1982 года: «При осуществлении модернизации необходимо исходить из реальной действительности Китая. Как в процессе революции, так и в процессе строительства нужно серьезно изучать и заимствовать опыт других стран. Однако слепое копирование чужого опыта и чужих моделей никогда к успеху не приводило. В этом отношении у нас немало поучительных уроков. Сочетать всеобщую истину марксизма с конкретной реальностью нашей страны, идти собственным путем и строить социализм с китайской спецификой — таков основной вывод, сделанный нами на основе обобщения длительного исторического опыта. (…)

Мы… даем решительный отпор тлетворному влиянию упаднической идеологии, проникающему извне. Мы ни в коем случае не потерпим распространения у нас буржуазного образа жизни. Китайский народ преисполнен чувства национальной гордости и достоинства. Любить Отчизну и отдавать все силы делу строительства социалистической Родины он считает для себя высочайшей честью, а наносить ущерб ее интересам, ее авторитету и престижу — величайшим позором».

Вот на пленумеЦК КПК12 октября 1983 года – о тайных врагах внутри КПК: «Эти люди опасны, поскольку имеют деструктивно-демагогическую политическую платформу. Во-вторых, они умеют посредством изощренных манипуляций маскироваться и втираться в доверие, а при первом же удобном случае провоцировать новые волнения. В-третьих, они рассредоточиваются и скрываются; их конспиративные связи еще не полностью ликвидированы. В-четвертых, они относительно молоды и образованны. (…) Словом, они представляют собой политическую силу с большими притязаниями, которую нельзя недооценивать. Поэтому нельзя оставить в КПК поросли зла, мину замедленного действия. (…)

…Мы потратили немало сил на исправление левацких ошибок, допущенных в период «Культурной революции», а также во времена предшествующих ей политических кампаний и идеологической борьбы. Повторять левацкие ошибки недопустимо. Однако некоторые товарищи односторонне извлекли исторический урок. Усматривая во всякой идеологической борьбе и строгих мерах проявление левачества, они ратуют за борьбу против одного левого уклона и не выступают против правого. Что приводит к другой крайности — к беспомощности и мягкотелости. (…) А это не только расшатывает партийную дисциплину, но и укрывает от ответственности часть вредных элементов.

…Мы… наносим… массированный удар по элементам, совершившим тяжкие преступления, незамедлительно применяя к ним строжайшие меры. И это широкие народные массы горячо поддерживают. Их беспокоит лишь одно: как бы мы не свеликодушничали и не «отпустили тигров в горы». Иначе говоря, как бы мы не выпустили преступников на свободу и те не начали мстить. (…) Отсюда следует урок: с мягкотелостью и беспомощностью руководства нужно кончать без лишних разговоров».

Середина 80-х. Дэн выступает «против буржуазной либерализации», сторонники которой появились даже среди руководства КПК (Ху Яобан и др.).

Между тем, стала давать себя знать рыночная стихия — отпуск цен и, как следствие, дороговизна, чиновничьи злоупотребления, кураж «новых китайских»…

Дэн Сяопин: «Вместе со свежим ветром в окно могут залететь и мухи».

Реакция тех, кто оказался на обочине рыночных реформ, вполне объяснима. Используя их недовольство, либералы раз за разом пытаются взять реванш. Весной 1986 года в Хэфэе дошло до открытых студенческих выступлений во главе с профессором астрофизики Аньхойского политеха Фан Личжи. Их поддержали студенты Пекина, Шанхая, Нанкина и ещё ряда городов.

О драматических событиях 1989 года я уже писал.

Китай-1989: отпор горбачёвщине

Добавлю, обманутым юнцам внушали: ничего не бойтесь,  Гээрбацяофу (Горбачёв) заступится за вас.

Студенты шли по улицам Пекина, скандируя: «Мама, мы ничего плохого не делаем!». Но звучали и враждебные — оскорбительные, агрессивные — лозунги.

Некоторые из руководства партии и государства дрогнули, начали заискивать перед демонстрантами и даже оказывать им поддержку.

Дэн Сяопин:

«Это хорошо спланированный заговор с целью свергнуть Народную власть».

«Они замахнулись на будущее».

«Стране угрожает погружение в пучину гражданской войны!»

«Надо попытаться не допустить кровопролития. Увы, избежать его совсем уже не удастся».

Выступая перед личным составом частей, которые навели порядок, глава партии и государства объявил им благодарность, выразил соболезнования родным и близким воинов, «павших смертью храбрых в борьбе против контрреволюции».

На Тяньаньмэнь – словно туча ос,
Танки пылают и надо решиться,
Иначе стране угрожает хаос,
Контру давить, невзирая на лица.

…Вскоре после этого ушёл в отставку.

Дэн Сяопин

Дэн Сяопин с внуком

Он прожил ещё несколько лет. Добрым дедушкой для внучат. Объектом бессильной злобы для врагов. Победоносцем для Китая. Примером «делать жизнь с кого» — для молодых членов КПК. Укором для нас – советских коммунистов. Для всех и вся — человеком, придерживающимся принципа: «Не бойтесь риска! Сколько бы раз вас ни сбивали с ног, вставайте!»

Желающие более подробно ознакомиться с жизнеописанием Дэна, могут обратиться к книге А. Панцова (М.,2013). Только учтите, последний – либерал, антикоммунист и, вообще, далёк от объективности. К примеру,ставя вопрос, почему для СССР/РФ  нужны были не реформы, а полный слом системы с ориентацией на капитализм, автор утверждает:

— мы должны были «расквитаться с прошлым», «причем до конца»;

— для россиян покаяние – «великое христианское таинство, без которого нет прощения и очищения»;

— свобода для россиян«важнее любых материальных благ»,  в глазах же китайцев она представляет куда как меньшую ценность, им главное «не потерять лицо».

Вот мы и получили: разрыв с великим советским прошлым, утрату социальных завоеваний, выхолащивание прав и свобод, массовую бедность, неуверенность в завтрашнем дне… А церковь, имущие (они же — власть имущие) продолжают призывать нас каяться за всё.

Книга, которую я рекомендую: Маомао. Мой отец Дэн Сяопин. Культурная революция: годы испытаний. М., 2001.

Text.ru - 100.00%