В Китае отменена приватизация, деньги, ценные бумаги, средства производства, имущество «прихватизаторов» конфискованы и возвращены в народную собственность, а сами они угодили за решётку. Такая сенсация гуляет по Интернету.

Это хитро поданная ложь!

Приватизации там НЕ БЫЛО. Тот, кто раскручивал свой бизнес, делал это, вкладываясь САМ, привлекая, компаньонов и инвестиции (в т.ч., зарубежные), получая кредиты.

В государственной собственности осталась ВСЯ земля, предприятия стратегического значения, включая «оборонку». По отношению к оставлению других предприятий критерием перевода на полный хозрасчёт служила эффективность.

Для примера: казне принадлежит 100% табачной промышленности, по 90% инфраструктурного строительства и  электроэнер­гетики, 86% добычи и перера­ботки нефти, почти 70% рынка «коммуналки», более 40% автопрома, мощно представлен финансовый сектор.

Среди 500 ведущих государственных предприятий КНР 63 – с годовой выручкой 100 млрд юаней и более; частных же такого масштаба – по пальцам пересчитать: Huawei Technologies Co Ltd, Shagang Group, Suning, Haier, Gome (и то, как увидим, с о-оочень большими оговорками насчёт «частности»).

В Китае крайне затруднено столь обычное у нас рейдерство. Поскольку владение акциями предприятий не дают права голоса. Зачастую они принадлежат самим работникам этих предприятий и при увольнении компенсируются по фиксированной цене. То есть акции, по сути, средство распределения прибыли.

Пожалуй,  главный «секрет» китайского «экономического чуда» – в умелом сочетании государственного, частного и международного секторов экономики, рыночности и плановости, в чётких «правилах игры».

Да, Поднебесная тоже познала «скоробогачество» «лихих 90-х». Даже категория людей (их называют «корешки»), схожих с «новыми русскими»  появилась. Да, процесс шёл не безболезненно, с контрафактом мировых брендов, попытками выстраивать «пирамиды»… Однако злоупотребления тут же становились предметом гласности. Виновных карали и карают беспощадно. Взять хотя бы случаи, когда коррумпированные чиновники за мзду предоставляли участки под застройку, насильно выселяя людей.

Распространённую схему деятельности «корешков» я могу наблюдать каждый день и повсюду. Сборщики картона, банок, другого вторсырья продают добычу мелкооптовикам, т.е., рассортировав её, выступают поставщиками вторсырья перерабатывающим предприятиям…  Это, заметьте, только начало цепочки, которую кто-то организовал, координирует, направляет.

Когда одного «корешка», ставшего мультимиллионером, спросили, как тот додумался до схемы построения своего бизнеса, последовало лаконичное: мол, он стал делать то, чем все остальные заняться гнушались.

Запомните дату: 30 июня 2019 года! Я увидел и восхитился! Мне бы и такое в голову не пришло! Скупка у выпускников Аньхойского университета, где я сейчас работаю, ставших не нужными книжек-тетрадок… На макулатуру пойдут? А вот и не только! Знающие люди, перебрав учебники, те из них, которые не устарели и соответствуют учебным программам, по дешёвке продадут. Качественные конспекты тоже; ведь таковые – лучше всяких шпаргалок. Ну а одеяло и матрас? Когда-то новенькие, полученные общаговским новосёлом-первокурсником, ныне списанные «за истечением срока давности»… Давай, тащи, покупаем! Ведь материя и хлопковая вата – ценнейшее сырьё. Познакомился я с ведущим менеджером тетрадно-матрасного проекта. Умница! Отличник! Впереди ещё два курса химфака. Кто знает, может придёт время и он самого Жэнь Чжэнфэя обскачет.

Как, вы не знаете Жэнь Чжэнфэя(任正非)?! Знаменитого создателя и бессменного руководителя Huawei?! Траектория взлёта которого юному китайцу – пример «делать жизнь с кого»?! Тогда вкратце. Родился 25 октября 1944 года. Отец с матерью -деревенские учителя из отсталой провинции Гуйчжоу. Кроме него, ещё шестеро детей.

Десятилетия спустя Жэнь с горечью вспомнит: «Наша семья была настолько бедна, что у меня вплоть до окончания школы даже приличная рубашка отсутствовала».

Впрочем, парень не унывал. Получив аттестат, поработал строителем, затем поступил на стройфак университета; по окончанию стал офицером НИИ оборонного значения, членом КПК.

С 1983 года, когда началось широкомасштабное сокращение структур Министерства обороны КНР, Жэнь оказался «на гражданке».

Стартовый капитал — 21 тысяча юаней плюс несколько единомышленников. Заводишко – почти мастерская. Главное же – идея наладить производство коммутаторов АТС, позволяющих охватить телефонной сетью отдалённые сельские районы. Дело пошло, хоть и не без трудностей.

Снова слово самому Жэню: «Привыкший жить по армейским приказам, я окунулся в рыночную стихию. Сначала даже растерялся. Несколько раз меня крупно «кидали», что оборачивалось крупными убытками».

Наконец-то успех – создан и как горячие пирожки расходится коммутатор, по мощности превосходивший все существовавшие тогда в стране. Получен госконтракт на создание первой национальной телекоммуникационной сети, поставок аппаратуры и программного обеспечения для Вооружённых сил. Власти КНР, проводя политику поддержки отечественных производителей, закрыли соответствующий сегмент рынка для иностранных конкурентов.

Дальше – больше. Международные контракты. Перспективные разработки, победоносное шествие таковых на мировом рынке.

При всём при том Жэню официально принадлежит 1% фирмы, 99% — профсоюзному объединению. Утверждают, что  Huawei -вообще собственность Компартии.

«Я верен своей стране и своей партии. Руководствуюсь коммунистическими идеалами» — говорит Жэнь Чжэнфэй.

Страшась наступления Huawei, Запад и, особенно, США, вдобавок к санкциям,  каких только ярлыков на неё не навешивают – вплоть до обвинений в шпионаже.

Очень показательно сравнение Жэнем возглавляемой им фирмы с советским, упорно пробивающимся к цели изрешеченным бомбардировщиком-штурмовиком Ил-2.

Жэнь Чжэнфэй: «Когда я не могу найти лучшего термина, чтобы проще и понятнее объяснить, как функционирует бизнес, я использую военные термины».

Теперь вспомните и сравните. Разорённый «прихватизаторами» Пермский телефонный завод, которому первоначальный женьчжэнфэевский в подмётки не годился. Какова причина их прямо противоположных траекторий? С одной стороны хищнический капитализм. С другой — созидающий, стимулирующий трудолюбие и предприимчивость социализм. Результаты налицо!
Text.ru - 100.00%