Раскрываем малоизвестные стороны жизни екатерининского вельможи
Среди экспонатов моей коллекции особое место занимает каретный сундук 70-х годов ХVIII века — изделие известной парижской мастерской «Monsieur Marechal». Замок бронзовый с монограммой «АS» в подкове, снизу которой звезда. О нём и о его хозяине я писал ранее в статье «Звезда путеводная дальних дорог»:
Доподлинно известно: граф Александр Сергеевич Строганов — член знаменитой ложи «Les Neuf Sœurs» («Девять сестёр») — состоял в числе основателей поныне существующей организации масонов «Grand Orient de France» («Великий Восток Франции»). Занимая высокие должности во влиятельнейших международных масонских кругах, Строганов немало содействовал поддержке Францией и Россией освободительной борьбы американских колоний против Англии, идейной подготовке Великой Французской революции.
Год 1778-й. Мы видим Строганова среди «отцов-учредителей» действовавшей в России элитнейшей ложи «Феникс», члены которой должны был иметь аристократическую родословную в 16 коленах и, по крайней мере, в четырёх последних «не смешивать свою кровь с маврами, турками и иудеями».
Отсюда масонские знаки на замке доставшегося мне сундука. Очередное подтверждение тому я получил на парижском «блошином рынке» Сент-Уан, когда рылся среди развалов сундучно-чемоданной-саквояжной фурнитуры. Мне попалась бронзовая накладка в виде подковы. Осенило: в неё логично вписывается звезда; в звезду – отверстие для ключа и либо монограмма владельца, либо буква G, по масонской традиции обозначающая «гнозис» («учение»).
Я принялся искать иные факты, изучать старинные книги. Да, всё одно к одному! Подковы, в том числе в сочетании с пентаграммами встречаются довольно часто.
О том же свидетельствуют архитектурные изыскания. Взять хотя бы московскую резиденцию одного из лидеров масонов Ивана Елагина. Декор помещений – сплошь звёздно-масонский.
А Казанский собор в Санкт-Петербурге! Строганов, возглавляя строительство такового, привлёк к проектированию нашего выдающегося земляка архитектора Андрея Воронихина. Даже не будучи осуществлённым полностью, замысел поражает воображение. Чуть-чуть от русского православного, несколько поболее – от западноевропейского католического (заимствованное у римских соборов святого Петра и Санта-Мария Маджоре с цоколем в форме латинского креста); преобладающе же – античность (включая колонны и статуи). Масонский храм! И даже на фронтоне соответствующий символ – всевидящее око в треугольнике.
Кончина Строганова, отстранение от строительства Воронихина прервали исполнение проекта (кстати, есть основания полагать, что Александр Сергеевич намеревался сделать храм фамильной усыпальницей Строгановых). Собор, насколько это было возможно, «переоформили», сделали мемориалом победы в войне 1812 года.
Итак, блистательный Александр Сергеевич ушёл в прошлое. Род Строгановых измельчал.
Описываемый автором сундук, безнадёжно устарев, потеряв презентабельный вид, оказался в обветшавшем усольском доме, где использовался для бытовых нужд. Дело в том, что «вотчинной столицей», то есть хозяйственно-экономическим и управленческим центром с начала XIX в. стало село Ильинское. Усолью же выпала роль этакого отстойника старых людей и старых вещей. Таких, как Фирс и шкаф из чеховского «Вишнёвого сада».
Масонская Первопермь
Да-да, административный центр нашего края создавали и возглавляли именно масоны. Упомяну хотя бы членов ложи Горуса генерал-губернатора Евгения Кашкина, правителя наместничества Ивана Ламба, председателя суда Ивана Прянишникова.
Ну не парадокс ли? Тогдашняя Пермь – далёкий затерявшийся в лесах и оврагах захолустный городишко, а как много высокообразованных, талантливых энтузиастов собирает! Они бросают блестящее общество, перспективные должности, комфорт и едут сюда. Зачем? Уж не для того ли, чтобы «с чистого листа» на новом месте осуществить идею города Разума? Ряд исследователей подчёркивают: управленцы-интеллектуалы прибыли не только по своей инициативе, но и по приказу масонского руководства.
Наведывался сюда и Александр Сергеич. Да не один, а с сыном (который, вырастя, примет активное участие в революционных событиях во Франции – под псевдонимом «гражданин Очер»).
И вот ведь загадка. Спустя несколько лет после описываемых событий, российские власти примутся преследовать масонов (мол, те — «пятая колонна» Запада, агентура некой мировой закулисы). Кого – в тюрьмы, кого – в Сибирь. А с одного из главных «фармазонов» — Строганова — как с гуся вода…
Портрет графа Александра Сергеевича Строганова кисти Иоганна Баптиста Лампи Старшего
Написанный в 1793 году, он находился в одном из строгановских дворцов. После революции поступил в Государственный Русский музей, откуда в 1931 году был передан в Пермскую художественную галерею, где находится поныне.
Нуждающийся в сложной и дорогостоящей реставрации, он вскоре будет надолго изъят из экспозиции (вероятно, уедет в Москву).
Земляк – земляка?..
Дмитрий Рыболовлев — уроженец Перми, экс-владелец «Уралкалия», платящий налоги в Монако — заявил, что хотел бы собрать коллекцию строгановских картин, поскольку теперь является «новым Строгановым, создавшим богатство на их территории и практически на том же продукте». Экспертом и доверенным лицом он предложил стать сотруднику Эрмитажа Сергею Кузнецову. Последний рассказал о состоявшемся между ними разговоре:
«Я объяснил ему, что эти произведения уже давно находятся в крупнейших музеях страны и мира. Он был очень недоволен мной — ждал другого ответа».
Кстати, будучи в Перми в качестве куратора выставочного проекта ««Строгановы: Отечеству – богатство, себе – имя», г-н Кузнецов заявил: Пермь потеряла четверть века «в освоении имени Строгановых» и предложил сделать эту династию, насчитывающую 15 поколений одним из главных местных брендов. К примеру, мол, почему бы не назвать новый аэропорт «Строганов»?
Добавить комментарий