Старинный сундук раскрывает малоизвестные стороны жизни екатерининского вельможи А.С. Строганова. Кем был последний — патриотом Отечества или космополитом? Одним из богатейших людей России или постоянным должником?

В Пермской художественной галерее с 30 Ноября 2017 по 18 Февраля 2018 года состоялся совместный с Эрмитажем и музеями края выставочный проект «Строгановы-коллекционеры». Честь поучаствовать в нём выпала и мне. Я выступал с лекцией об А.С. Строганове. Демонстрировал каретный сундук 70-х гг. ХVIII в. — изделие известной парижской мастерской «Monsieur Marechal». («Monsieur», а ранее – «messer» — обычное почтительное обращение к цеховому мастеру).

Длина сундука 71 см, ширина – 53,5 см, высота – 86 см. Корпус деревянный. Обит железными полосами и деревянными планками. Покрыт окрашенной в светло-коричневый цвет, местами прорванной тканью. Внутри оклеен белой бумагой и снабжён фиксирующими ремнями. Крышка бочкообразная. Замок бронзовый с монограммой «АS» в подкове, снизу которой звезда. На тыльной его стороне, на
верхней и нижней частях выбито «483/120М/М», под отверстием для ключа – «1К» или «IК». На замке следы взлома (погнут, исцарапан, сорваны заклёпки). Ключ отсутствует. Ручки боковые изготовлены из железа методом ручной ковки. Дерево местами изъедено жучком-древоточцем. Бронзовые части потемнели и позеленели т.к. окислились. Железные — коррозировались.

каретный сундук

Масонский знак

Инициалы AS и масонские символы на замке каретного сундука: пятиконечная звезда, подкова

Внутреннее пространство сундука делилось на два-три «этажа» кожаными или текстильными лентами, натянутыми на легкие рамы, — они вставлялись одна над другой и не давали вещам мяться. Реставрация осуществлена мною с применением преимущественно традиционных технологий и материалов: чистка, протирка скипидаром, подклейка, вощение, натирка, подкраска чёрной масляной краской, набивка двух недостающих заклёпок.

Сундук приобретён мной 12 июля 2016 г. в Усолье, которое, кстати, являлось одной из строгановских вотчин. Это уже позволило мне предположить, что он принадлежал кому-то из Строгановых. А совпадение ли инициалы АS? Полагаю — нет.

О многом говорят и изображения. Ведь в XVIII в. важную роль играл язык символов, образов, аллегорий. В данном случае нечто вроде: «Звезда путеводная дальних дорог». А пентаграмма в подкове – уж не масонская ли символика?

Всё указывает на то, что сундук принадлежал Александру Сергеевичу Строганову.

Кто он — хозяин сундука?

Барон, затем граф Строганов (1733-1811) — один из крупнейших российских землевладельцев,  уральский горнозаводчик, коллекционер и меценат. Многосторонне образованный человек, слушавший лекции в университетах Парижа, Женевы, Болоньи. Крупная фигура российского Просвещения. Отстаивал необходимость школьного образования для простонародья. С 1784 г. Санкт-Петербургский губернский предводитель дворянства. Один из авторов проектов нового Уложения и Академического словаря. Почётный, а затем, действительный член Российской академии наук. С 1800 г. — президент Императорской академии художеств. Не раз выполнял личные императорские поручения, включая строительством Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Александр Сергеевич часто бывал за рубежом, главным образом, во Франции, подолгу жил там. На Родине его имя ассоциировалось то с типом несметно богатого вельможи – мецената, чудака, подчас самодура, то с выразителем европейской цивилизованности и гуманизма, космополитом. Не впадая в эти крайности, констатируем: жизнь в атмосфере «окультуренной роскоши», европейское влияние придали ему аристократический лоск, утончённые манеры, изысканный вкус.

 

Граф Александр Сергеевич Строганов,Иоганн Баптист Лампи Старший

Граф Александр Сергеевич Строганов. Портрет кисти Иоганна Баптиста Лампи Старшего. Пермская художественная галерея

Однако сопровождаемые долгими тяжбами разделы и переделы, запутанность взаимных претензий истощали родовое достояние. Многое из такового требовало значительных вложений, было малодоходным, а то и убыточным. Сказывались обременения правового характера. Сама огромность взаимосвязанных владений, затрудняла и управление ими, вычленение из них той или иной части. Даже просто продать что либо было крайне затруднительно. Говоря современным языком — налицо неэффективный менеджмент, дефицит инвестиций, малоликвидность.

Испытывая семейные неурядицы, постоянно нуждаясь в наличных деньгах, Строганов вынужден был совершать невыгодные сделки.

Строганов и масонство

А вот теперь, внимание! Он занимал высокие должности в международных масонских кругах, содействовавших поддержке Францией и Россией освободительной борьбы американских колоний против Англии, идейной подготовке Великой Французской революции. Кстати, масонами являлись Франклин (тогда посол при Французском королевском дворе), Вольтер, Мирабо, Дантон и многие другие выдающиеся деятели. Доподлинно известно: Строганов, член знаменитой ложи «Les Neuf Sœurs» («Девять сестёр»), состоял в числе «отцов-учредителей» поныне существующей организации масонов «Grand Orient de France» («Великий Восток Франции»). Подробнее о Строганове и масонстве см. здесь — Александр Строганов — патриот и космополит.

Отсюда масонские знаки на замке сундука.

масонская ложа "Девять сестёр"

Медаль, отчеканенная в честь создания масонской ложи «Девять сестёр»

масонские символы

Масонская символика

Дальнейшая история сундука

Между тем, багаж и транспорт быстро совершенствовались. Кареты оснастили многослойными рессорами, поворотным кругом, тормозами, сдвигающимся пандусом и ещё множеством «наворотов».  Соответственно сундуки сменились удлиненными по горизонтали плоскими кофрами.

Описываемый автором сундук, безнадёжно устарев, потеряв презентабельный вид, оказался в обветшавшем усольском доме, где использовался для бытовых нужд. Дело в том, что «вотчинной столицей», то есть хозяйственно-экономическим и управленческим центром с начала XIX в. стало село Ильинское. Усолью же выпала роль этакого отстойника доживающих свой век старых людей и старых вещей. Так и вспомнишь Фирса и шкаф из чеховского «Вишнёвого сада».

Палаты Строгановых, г. Усолье Пермского края

Ну и, как обычно, порекомендую кое-что из литературы по теме:

  1. Арциховская-Кузнецова А. А. А. С. Строганов как тип русского коллекционера // Панорама искусств. – М., 1988. – Вып. 11.
  2. Божерянов И. Граф Александр Сергеевич Строганов // Художественные сокровища России. – СПб., 1901. – № 9.
  3. Колмаков Н. М. Памяти графа Александра Сергеевича Строганова. – СПб., 1844.

Text.ru - 100.00%