Обживаясь и налаживая свой быт в Хэфэе, обратил внимание на то, что привычные россиянину продовольственные торговые сети типа «Шестёрочки», «Минетки» и прочих, здесь крайне редки. Крупные продовольственные и промтоварные магазины располагаются либо в элитном центре мегаполиса, либо в массивах новейшей высотной застройки. Чтобы открыть таковые требуется вложить крупные деньги и приложить много усилий для преодоления административных барьеров.
Оказывается, так – по всему Китаю. И это результат целенаправленной политики. Ведь тем самым поддерживается малый бизнес горожанина, а, заодно, тесно связанный с ним сельский товаропроизводитель. Поэтому логистическая цепочка много короче, продукты свежее, цены ниже.
Посещая деревни провинций Аньхой и Цзянси, сам в таковом убеждался.
— Когда плоды поспеют? — спрашиваю Джиао — красавицу-хозяйку персикового сада.
— В середине-конце мая.
— Сами продавать их поедете? И предложил свою кандидатуру в помощники (интересно ведь постоять за прилавком, привлекая покупателей иностранной внешностью и слоганами типа «Налетай — подешевело, было рубчик, стало — два!»).
— Нет, что Вы, я уж давно всё оптом дальним родственникам-горожанам сбываю.
В отличие от наших, здешние мелкие предприниматели реально ощущают на себе резкое снижение налогового бремени. Некоторые налоги отменены вообще. К примеру, если месячный доход невелик. Тем самым начинающему своё дело даётся возможность «встать на ноги».
Так, последовательно уменьшается НДС: ныне «потолковый» — 16%. Если же ты «от печки» с пылу, с жару бататами торгуешь или семейным ремонтным сервисом промышляешь – плати всего 3%. Продаёшь самим выращенное или на селе кустарно изготовленное (те же корзинки, сувениры) – 0%!
Подоходный же – заплати и не греши. С этим здесь строго. Однако и тот — прогрессивный, с налоговой ставкой от 3 до 45% (чего у нас тщетно добиваются).
От налогообложения полностью свободны пенсии, стипендии, пособия, надбавки к зарплате, премии, довольствие военнослужащих и полицейских.
Государство не лезет в карман пенсионеров, решивших подзаработать, став частниками.
Взять хотя бы этого старика, промышляющего разъездной заточкой ножей. Сколько ни подработал, всё — его. Какая ни есть, а добавка к пенсии.
«Синьхуа»и «ChinaDaily», комментируя лидеров КНР, называют мини-предприятия «ключевым сектором создания трудовых вакансий, ведущим источником и объектом инноваций». Мол, посему, для них поэтапно отменяется долгая и затратная сертификация, вводятся адресные стимулирующие программы, включая субсидии.
Государство проводит очередное значительное снижение тарифов на электроэнергию и другую «коммуналку» не только для населения, но и для промышленных и коммерческих предприятий. Отменяются сборы грузоперевозки. Интернет и тот подешевел на 20%.
Банки поощряются на выдачу целевых кредитов по пониженным ставкам.
Всё это под лозунгом: «Снизить нагрузку на бизнес, обеспечивая тем самым выгоду для потребителей».
И ни чиновников над тобой, ни рэкетиров. Попадётся коррупционер или вымогатель – в тюрягу или даже к стенке! Вот не угодно ли, плакаты – напоминания?
Результат налицо. Первые этажи домов сплошь заполнены лавками, харчевнями, авторемонтными мастерскими, парикмахерскими…
Через дорогу от моего университета мини-рыночек. Прилавки ломятся. Печурки дымят. В казанах да на сковородках всякие экзотические деликатесы шкворчат-благоухают… Покупателей вроде немного. Однако, побывав на нём раз, другой, третий, я убедился: главный клиент здесь дистанцирован. Позвони, и заказанное блюдо или продукты тебе мигом привезут домой или в офис. Доставка вездесуща!
Иному Вану или Ли, чтоб включиться в такой бизнес только и нужно, что велосипед с коробом на багажнике. Затем, заденьжав, мотоцикл купит и, тем самым расширится с клиентурой…
Торжищам в «аппендиксах» у автотрасс – вообще панегирик! С фур и веломобилей, с положенной на кирпичи доски или просто с рук там только папу-маму не купишь. Хош – набор плетёной мебели, хош – стакан семечек.
Оговорюсь: торговаться, цену сбивать в Китае не очень-то принято. Показалось дорого, походи — поищи, где подешевле.
Затруднения в общении отсутствуют. По ценникам ориентируюсь, по закачанному в айфон переводчику, на пальцах. Хотя, конечно, напрягает: банковской карточкой фиг расплатишься; как правило наличку подавай.
Вспомнилось и то, с какими нескрываемыми горечью и ненавистью в европейских странах говорили мне трудяги-торговцы про «акулью» алчность владельцев гипер- супер- маркетов. Интересы которых лоббируются вплоть до высшего эшелона власти. А «мелкота» чохом отдаётся им на съедение. И, рефреном:
— Аркадий, не покупай у капиталистов!
Вспомнились и наши пермские многострадальные, в одночасье сносимые рыночки, киоски, барахолка. Гонимые бабушки с их баночками, кулёчками и луковыми пучками…
Вывод? Я — обеими руками, своим трудовым юанем и хозяйственной сумкой — голосую за китайский рыночный социализм!
14.04.2019 at 12:39
Как всегда очень интересно. Читаю с удовольствием. Спасибо.