Считается, что известна точная дата знакомства, да ещё на высшем уровне, россиян с чаем. 1639 год, когда ко двору царя Михаила доставили «траву, доселе неведомую». Историки-бытописатели называют Москву «колыбелью отечественного чаепития». Мол, именно там с конца XVII века стали торговать чаем, тем самым, распространяя таковой по другим градам и весям.

На самом же деле напиток этот проник к нам куда как ранее. Через контакты простых людей. По цепочке. От китайцев – к монголам, бурятами и калмыкам. От них – к заселявшим Сибирь, а затем Дальний Восток, русским.

Как и в чём везли нежный товар? В Западную Европу и Америку его путь пролегал через моря-океаны:

Чай под парусами

К нам – преимущественно по суше. Путь по-своему трудный и чреватый опасностями.

Добираться приходилось очень долго. Из провинции Фучань чай отправлялся на коромыслах носильщиков. От Ханькоу – по главной водной артерии Китая — реке Янцзы и далее морем вдоль берега до Тяньцзиня — судами.

Затем — через Пекин – будучи перегруженным на мулов — до монгольского Калгана. Оттуда на верблюдах – караванами. То через гористую, то через ровную, как стол, пустынную местность — в приграничную Кяхту.

Китайские носильщики чая на старинном фото

старинное фото караван верблюдов

старинное фото караван мулов с повозками

 

Закупленному русскими купцами чаю предстояло ещё долго передвигаться на ямщицких тройках. К началу XIX столетия складывается бо́льшая часть Сибирского тракта: Москва – Казань – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Томск – Иркутск.

Для такого пути и упаковка требовалась соответствующая.

Старинные источники упоминают термин «бах-ча», то есть бумажные пакеты; каждый примерно по три четверти фунта. Наиболее ценные сорта заворачивались в свинцовую фольгу (о ядовитых свойствах свинца тогда еще не ведали).

Но это мелкая, рознично-потребительская расфасовка. Бахчи упаковывали в «цыбики» — прямоугольные корзины, сплетённые из камыша или тростника.

Основной – оптовой тарой — являлась «ширельная».

В Кяхте, проверив и проветрив чай, мужики-ширельщики споро заворачивали его в свежие бычьи или конские шкуры (шерстью внутрь). Подсыхая, шкура сжимала содержимое до плотности деревянного бруска.

Таможенники, взвесив и обмерив цыбики, опломбировывали их. Готово, грузи и езжай дальше!

Старинное фото склад весы прямоугольная тара

старинное фото чайных складов в Кяхте

Транспортировка чая осуществлялась в основном зимой на санях. Целыми «связками» по пять-шесть запряжек, которыми управлялся один возчик. «Связки» объединялись в огромные обозы, количество которых в иные годы достигало трёх тысяч.

Расстояние от Кяхты до Москвы в 5930 верст преодолевалось за два с половиной – три месяца. Ямщику-«дальнобойщику» это сулило нелёгкий труд, зато и хороший заработок – под сотню рублей за рейс.

Часть чаепотока ответвлялась в направлении Ирбита и Нижнего Новгорода – на две крупнейшие ярмарки. Там «цыбики» укладывались в высоченные штабеля-пирамиды. Оптовая торговля велась не рядом с ними, а в помещениях товарных бирж – по «бахчевым» образцам. Мол, осматривай-проверяй, приценивайся. Коль всё устраивает, сходят продавец с покупателем к штабелям: удостоверься, почтеннейший – вот он, товар, без обману. Там ударят по рукам, ассигнации отмусолят или вексель оформят. Могла и под честное купецкое слово сделка состояться. «Обмывая» сделку, и сами чайку вволюшку отведают – в конторе одного из партнёров или близлежащей чайной (заодно и дегустация).

С ярмарок чай мелкооптовыми партиями расходился уже по всей Российской империи, в том числе на Кавказ, Украину, в Прибалтику, Польшу…

карта-схема Сибирского тракта 18-19 веков

Львиная доля российской чаеторговли осуществлялась московским купечеством.

Какое-то время царское правительство, стремясь ограничить отток в Китай серебряных денег, запрещало оплачивать ими китайские товары. Китайцы же воротили нос от ассигнаций. Зато охотно брали меха и шерстяные ткани. Приходилось прибегать к бартеру. А то и к уловкам «на грани фола». Например, специально отливались тяжеленные серебряные ложки.

Административные барьеры были сняты лишь в 1854 году. То же самое — со стороны властей Поднебесной, принуждённых к выходу из внешнеэкономической изоляции (результат проигранных «опиумных войн» с Великобританией).

Наряду с уже прочно утвердившейся привычкой чаепития, вышеуказанное «аукнулось» беспрецедентным скачком чайного импорта. Если в 1851-60 годы в страну было ввезено 372 тысячи пудов чая, то далее — от десятилетия к десятилетию – и так до конца века налицо рост показателей в арифметической прогрессии.

Богданов-Бельский Новые хозяева 1914

старинная реклама чая Чурин и Ко

деревянная упаковка чай Ильи Федоровича Чистякова

Сложившуюся транспортную цепочку и тех, кто с неё кормился, подкосили технический прогресс и большая политика. С пуском Суэцкого канала (1869 г.) были проложены куда как более удобные, короткие и, следовательно, менее затратные маршруты транспортировки из Китая в Россию и Европу. Пароходами через Суэц, Босфор, Одессу. Теперь дорогие сорта доставляли водой. Дешёвые же, значительной частью распродаваемые в Сибири, на Урале и в Поволжье, ещё некоторое время продолжали возить через Кяхту.

Следующий удар традиционной чайной китайско-российской логистике нанесло построение на рубеже XIX-XX веков Транссибирской железнодорожной магистрали.

Вагоны поездов, пароходные трюмы и твиндеки заполнялись стандартными – деревянными и фанерными – ящиками и коробками (сшитыми проволочными скрепками).

Кяхта стала запустевать. Многие тамошние воротилы, переехав в Питер и Москву, перевели туда свои капиталы.

Окончательно свели её на нет войны, революции и снова войны. Эхма-а! Распались «ширельные» артели. Прости-прощай, ямщик!

Не будем скидывать со счетов и другие факторы. К примеру, появление альтернативных потоков – индийского, цейлонского, грузинского чаёв.

Схема маршрутов российско-китайской торговли 18-19 веков

Но Великий чайный путь оставил после себя богатое наследие, которое надлежит изучать и использовать для укрепления культурных связей между народами.

Взять хотя бы базовые понятия. Чай в Россию поступал через северные провинции Китая, где на местных диалектах он именовался «ча». Отсюда и возникло русское слово «чай». Англичане же изначально начали покупать этот товар в приморских провинциях, на диалектах которых он именовался «тэ». Отсюда — английское «tea».

До двадцатого столетия дожил термин «цыбик».
Согласно «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля», это «ящик или место чаю от 40 до 80 фунтов».
«Чай всегда выписывал с Макарьевской ярмонки, каждый год по цыбику, и был большой знаток в употреблении его» (Сербинович К. С. Воспоминания о Николае Михайловиче Карамзине, 1874).
«…Вскрывали и проверяли цыбики (тюки) чаев, прибывших из Китая, как байховых, так и кирпичных» (Обручев В. А. От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай», 1940).
Позднее — разг. небольшая кубическая бумажная или картонная пачка чая, 25-100 граммов.
«Алексей Алексеевич согласился, и Пузырев тут же, в виде поощрения, передал ему под столом два цыбика чая и пачку папирос «Раджа» (Хармс Д. Рыцарь, 1934).
«Я взял в магазине пять яиц, в пакете, два плавленых сырка, буханку хлеба, азербайджанского скверного чаю цыбик (сахар у меня еще оставался) и, стараясь не глядеть на алкашей, бутылку водки» ( Рецептер В. Э. Узлов, или Обращение к Казанове, 1993).

Думается, кое-кому будет небесполезно ознакомиться с нынешними требованиями к упаковке, хранению и транспортировке чая.

Согласно ГОСТ 1936-90, ящики с чаем должны храниться в сухом, чистом, хорошо проветриваемом помещении, не зараженном вредителями, на деревянных стеллажах с расстоянием 0,1-0,15 м от пола и не менее 0,5 м от стены. От источников тепла, водопроводных и канализационных труб — не менее 1 м. Укладывание ящиков в штабели проводится дном на крышку высотой не более 9 ящиков — для фанерных и 6 — из гофрированного картона с проходами между двумя-тремя рядами. Относительная влажность воздуха в помещении не должна быть выше 70%. Не допускается хранить в одном помещении с чаем скоропортящиеся и сильно пахнущие продукты и товары.

Транспортируют чай в ящиках или пакетами… Транспортные средства должны быть крытыми, сухими, чистыми и не зараженными вредителями.

Пачки и коробки с чаем должны быть чистыми, хорошо склеенными и иметь правильную форму. С этикетками. На каждой упаковке указывают:

— товарный знак и наименование предприятия-изготовителя, его адрес;
— наименование продукта и место произрастания чайного листа;
— сорт;
— массу нетто:
— обозначение стандарта.

Рекомендую источники и литературу по рассматриваемым вопросам:
  • Виногродский Б. Б. Путь чая и Шевелев С. География китайского чая (обе книги имеют интернет-версии).

Упомяну и библиографический раритет:

  • Китайский чай. Подробное описание: его открытия, произрастания, разведения, собирания и приготовления листьев, производства торговли, употребления напитка чаю, свойств его, действий на организм, этикета и политического значения. Составитель И. Ржанов. — М., 1856.

 


Хватит на сегодня.

А чайные баночки?! – не согласится со мной иной дотошный читатель. Что ж, будет повод раскрыть новый аспект темы. И не один. Поскольку там ещё изобразительное искусство затрагивается, реклама, церемонии.

Итак, до новых встреч.

старинные коробочки и баночки для чая