Попался мне как-то очень колоритный чемодан-футляр. Усиленный по углам стальными полосами. Выяснил: от первой советской электрической швейной машины «Тула» (Модель №1, 1958 г.). А потом и саму машину заполучил. Причём, тоже в футляре, только несколько иной конфигурации.

Невольно заинтересовался. Уж очень своеобразный — свойственный второй половине 1940-х гг. – «округло зализанный» дизайн у изделия. Выяснил, что машина почти целиком скопирована с немецкой «Zündapp Nähmaschine».

Вначале были снаряды

Фирма эта некогда была весьма известной.

Zündapp (сокращённо от «Zünder und Apparatebau G.m.b.H») в период Первой мировой войны, а точнее — в 1917 г., учредил предприниматель и инженер из Нюрнберга Фриц Ноймайер. Основная продукция – артиллерийские снаряды и взрыватели-детонаторы. Побочная – ящики к ним и небольшие контейнеры из металлопрофиля. Как вы догадываетесь, сбыт шёл бойко.

Однако поражение и последовавшие ограничения на производство вооружения, наложенные на Веймарскую Германию по условиям Версальского мира, побудили свернуть производство и искать новые товарные ниши.

Переход на производство мотоциклов

Герр Ноймайер решил и не прогадал: переходим на производство мотоциклов. Во-первых, подавляющему большинству немцев долгое время легковой автомобиль был просто не по карману, а ездить хотелось. Во-вторых, энное количество заказов перепадало от военного ведомства, которое втихую стремилось возродить полноценную армию (Reichswehr). На базе мотоциклетных подразделений отрабатывалась тактика будущих танково-механизированных «блицкригов».

Наиболее удачной моделью явился мощный мотоцикл с коляской Zündapp KS 750. Последний, кстати, комплектовался металлическим ящиком для инструментов, полужёстким багажным кофром и двумя кожаными (в эрзац-варианте – брезентовыми) сумками. Вдобавок он мог буксировать небольшой грузовой прицеп, а то и пушчонку-«колотушку» калибром 37-мм с боезапасом.

Обратите внимание на многочисленные исторические фото: бравые «дойче зольдатен унд официрен» пылят по нашим дорогам; потом вязнут в грязи и, наконец, намертво встанут, упёршись в сугробы.

Ориентация на швейные машины

Снова поражение. Опять нужно – ещё кардинальней — перестраиваться.

И тут Ноймайера осенило: коль немецкие фрау и фройлен, из-за нехватки одежды вынуждены шить-перешивать, перелицовывать-штопать, массовый спрос на швейные машины будет обеспечен. Успех превзошёл все ожидания.

Постепенно наращивался и выпуск  мотоциклов. Затем – мотороллеров.

От «Цундапа» к «Туле»

В 1958 году нюрнбергский завод по какой-то причине демонтировали, оборудование и технологии продали СССР, а сами перебрались в Мюнхен.

Тульские оружейники быстро поставили машину на поток. Заодно стали изготавливать избыточно вместительный футляр для неё; по существу – настоящий чемодан. Ведь машина могла многие годы трудиться дома или в каком-нибудь ателье или на швейной фабрике. Зачем же прочному футляру без толку пылиться?

За «Тулой» последовали схожие «Волга» и «Харкiв». С такими же футляро-чемоданами.

Футляр коричневого цвета; электрическая швейная машина «Тула»

Футляр от швейной машины «Тула»

Между тем, в Мюнхене бизнес у «Цундапа» не пошёл. В 1984 г. компания обанкротилась. Оборудование и технологии за 16 млн дойчмарок приобрели китайцы.

Aauf Wiedersehen, Zündapp! Прощай…