В чаянии ознакомиться с исконно иранской жизнью, я отправился по небольшим горным селениям.
Пожалуй самое впечатляющее из них – Абьяне (ابیانه — «Красное село»). Расположенное вблизи трассы Кашан-Исфахан. Ему более двух тысячелетий. Отсюда историко-культурные напластования древних построек, включая дома, укрепления, быт, ремёсла, одежду, менталитет…
Жители – в почти сплошном мусульманском окружении – ещё очень долго оставались огнепоклонниками. Свидетельства тому – руины зорастрийского храма, узоры на стенах… Абьянцы, приняв ислам, в глубинах души так и остались язычниками. Сохраняется древнеперсидский диалект. Неповторимы традиционные одеяния: у женщин –блузы, плиссированные шальвары, цветастые платки, вышитые накидки; у мужчин – широченные, перепоясанные шарфами шаровары.
Особый колорит придаёт окружающему то, что все постройки – из светло-бурой, почти красной, прочно схватывающейся глины, перемешанной с соломенной сечкой. Под стать – содержащая железную руду «ржавая» земля. Поневоле напрашивается аналогия: Марс!
Вот и останки марсианина. Шучу – бараний череп, у которого отрезали рога.
Чувствуется, население никогда не бедствовало. Волны разрушительных завоеваний пронеслись стороной. Плодородная почва давала обильные урожаи, корм скоту. Ткачество, обработка меди и других металлов позволяли торговать даже с иноземными купцами.
Чтобы не расточать имущество, браки заключали, достигнув зрелого возраста, среди своих, детей заводили не больше двоих-троих на семью, вдовам замуж ни-ни… Чужаков встречали насторожённо.
Былая замкнутость и скаредность аукнулись низкорослостью, далеёкими от «орлиных», слабо выраженным носами, другими признаками вырождения.
Нынешняя молодёжь предпочитает жить в городах. Остающиеся потеряли интерес к земледельческому труду. Многие поля-огороды заброшены, окружавшие их дувалы разваливаются, заметно поубавилось домашней живности.
Кормиться (и весьма обильно) позволяет приток туристов. Въезд в село платный, парковки – тоже. Сплошь и рядом торгуют сувенирами. Плюс «духанный общепит» и «ненавязчивый гостиничный сервис». По извилистым улочкам бродят костюмированные старички-старушки. Сфотографироваться вместе, с осликом в придачу? Пожалуйста. За деньги, разумеется.
В исторический облик резко вторгаются и диссонируют атрибуты современного комфорта — железные крыши, кондиционеры, газопровод, телеантенны…
Напоминание об Ирано-Иракской войне – монумент-самолёт, вывешенные на самых видных местах портреты погибших шахидов.
…Уезжал, испытывая смешанные чувства восторга и разочарования.
Другим «раскрученным» селением – расположенным поблизости от Тебриза «пчелиным» Кандованом – меня вообще трудно удивить. Видел и покруче – крымский Чуфут-Кале. Там тоже вырубленные в скалах «соты». Другое дело, что кандованский материал ещё более оригинален – застывшая лава потухшего вулкана. Поневоле проникаешься почтением к архитектурному соавторству человека и природы. Между прочим, у меня возникло другое сравнение: ну впрямь термитники!
За въезд и осмотр здесь денег не взимают. Зато бойко торгуют ковриками, платками, мёдом, орехами, фруктами…
Чуть свернёшь в сторону от проторенных туристских маршрутов, и деревни выглядят совершенно иначе. Стар и млад вкалывают в поте лица ради хлеба насущного. Бедность. Неухоженность… Такого я и в других странах насмотрелся.
Добавить комментарий