Находясь в Китае, чуть ли не каждый день по пути на работу вижу «залповые выбросы» людей явно крестьянского вида. Их «вахтовыми» автобусами привозят и к нам – в Аньхойский университетский городок. Благо, строительно-вспомогательных и газонно-парковых работ здесь всегда непочатый край.
А вот – в самом Хэфэе – расчистка придорожного озеленения.
Трудятся споро, с шутками-прибаутками. Хотя, конечно, назвать их настроение весёлым поостерегусь.
Это те, кого включили в программу по борьбе с бедностью.
Особенно перспективны в этом отношении деревни, расположенные поблизости от мегаполисов.
Привезут-увезут, нормально заплатят, в обеденный перерыв выдадут «лапшовый паёк». Большая разница по сравнению с полулегальной «лимитой» (о ней см. одну из моих предыдущих публикаций).
Так в чём проблема?
Бедные, в смысле голодающе-недоедающие, в КНР отсутствуют. Даже в хижины проведены вода, электричество, газ, а то и кондиционеры.Однако налицо межрегиональные разрывы уровня жизни, отставание по нему селян и малоквалифицированных рабочих. Число относящихся к этим категориям оценивается примерно в 8% от населения.
Очень разнятся природно-климатические условия, особенно если вспомнить труднодоступные горные районы. Сошлюсь на данные моего шефа – профессора Ши Хуншэна, специально объезжавшего селения народности Мяо – «бедной, но очень доброй». На Северо-востоке лютые зимы. Северо-запад страдает от засух, а центр и Юго-запад страны — от повышенной влажности.
В КНР не принято уповать на пособие по безработице и, тем более, просить милостыню (туристов правда, случается, на мелочь разводят); а значит, крутись-вертись-кормись. Принцип социализма: «кто не работает, тот не ест!».
Вот, буквально через квартал от меня, «тётушка Юлу» стрижёт прямо на улице. За 5 юаней – хоть модельную причёску сделает, хоть просто под машинку обкатает. Это вчетверо дешевле, чем в парикмахерской. Я у неё и постригаюсь.
Вместо пособий государство выделяет рассаду, семена, ссуды, премии, гранты. Кредиты до 50 тыс. юаней выдаются на три года — без залога и поручительства, по базовой процентной ставке.
Бомжевать – это вообще «цаогао» (чёрта с два) здесь получится. Если что стоящее в мусорки и выкидывается, то только горожанами элитных домов. Выкинутое и без чужаков есть кому подобрать – дворникам и сторожам. Смотришь, вечером те на своих велосипедах или мотороллерах гружёные едут – и бумагой, и банками, и пластиком… Бомжи если и встречаются, то либо как туристическая экзотика (с соответствующим антуражем), либо совсем уж опустившиеся личности.
Государством многое делается для того, чтобы дать каждому возможность получить востребованную профессию, повысить квалификацию, открыть своё дело и т.п. Организованы курсы растениеводства, скотоводства, финансовой грамотности.
К примеру, очень поощряется занятие традиционными народными промыслами. Довелось мне побывать в мастерских — по изготовлению бамбуковой мебели, сувениров из рога и др.
Подтягивается к приемлемой планке среда обитания. Нуждающимся семьям ежегодно предоставляется 100 тысяч юаней на улучшение жилищных условий. Всё более доступными становятся образование, медобслуживание, «соцкультбыт».
Бедняков приучают быть мобильными. Я уже приводил примеры того, как «встали и поехали».
Горожане поддерживают связь с земляками-сельчанами. Вот заметил: в студенческих столовых порции большущие. Примерно треть остаётся. Значит, мойщицы посуды объедки соберут, отсортируют, отправят куда надо. Будет чем кабанчика откормить.
Подспорье – огородики на любом свободном месте. Нет места – в какие-нибудь коробки рассаду натыкают и на тротуар поставят. Прямо у бордюров – курочки копошатся. Собак тоже хватает. Их любят — и просто так, и как еду.
Дети в школах получают бесплатное горячее питание.
Существует ли благотворительность? Да. Мне довелось понаблюдать, как ею занимается одна из религиозных организаций. А поблизости от моего университета я обнаружил типовой ящик для доброхотных даяний (подобный тем, что в Европе часто попадаются).
Уже к 2021 году в Китае должно сложиться«средне-зажиточное общество».
Для сравнения: за чертой бедности, даже по официальным, явно заниженным данным, находится более 14 % россиян. В РФ борьба ведётся не столько с бедностью, сколько с самими бедными. Паллиативно-показушными методами, включая шулерство со статистикой.
Добавить комментарий