…Показавшийся в тёмном прямоугольнике полыньи водолаз буквально выдохнул: «Нащупал заклёпки!».

Итак, сходится: месторасположение, клёпаный корпус, конструкция, габариты, звезда в серповидном обрамлении на кожухе гребного колеса, отсутствие носа…

А вот теперь – по порядку.

Павел Федорович Валёнков, судостроитель

П.Ф. Валенков (1858-?)

Пароход, первоначально называвшийся «Екатерина», построили на Муромском заводе инженер-механика Павла Фёдоровича Валёнкова весной 1904 г. Там же — двигатель и котёл.

Предприятие-изготовитель по тем меркам являлось отлично организованным, оснащённым новейшим оборудованием. Владелец за 20 лет до того с отличием окончил Императорское Московское техническое училище (существующий поныне вуз – знаменитую «Бауманку»). То есть прошёл шесть курсов обучения, двухгодичную практику, ознакомительные поездки на английские верфи. Судите сами, какой имел опыт, коль спустил на воду почти три десятка судов, причём, целыми сериями.

Однако, заказчика – крупного уральского коммерсанта Василия Лукьянова внезапно объявили «несостоятельным». Контракт аннулировали. Пришлось срочно искать покупателей, терпеть убытки, залезать в долги. Передо мной документальные подтверждения тому: векселя с обязательством уплаты муромскому купцу Константину Зворыкину (между прочим, свояку). Погасить таковые не смог.

Один из 18-ти валёнковских, так и не погашенных, векселей

Как результат, — суд, банкротство, опись и распродажа имущества, запустение. Сохранилось свидетельство современника: «…Сиротою стоит… завод Валенкова. Грустно смотрят его запыленные окна». А раньше-то, мол, «…ключом била жизнь. Гудели машины, реяли в воздухе приводные ремни, миллионы искр блестящим фейерверком неслись из кузнечных горнов, визжали острия сверл, врезаясь в твердый металл, и, покорный воле человека.., oн из… полос и листов соединялся в гармонически целое, вырастая в стройные красавцы пароходы…».

Последний валёнковский красавец, став собственностью нижегородской купчихи первой гильдии М.Кашиной, переименованный в «Харитину» (по имени её дочери), отправился на Волгу.

Мария Капитоновна, оставшись вдовой (муж, пьяница, развратник и транжира, состоявший под следствием за растление малолеток, помер незадолго до суда), сумела не только спасти бизнес, но и обойти конкурентов.

Ожесточённое соперничество за обладание грузо- и пассажиропотоками привело к вытеснению судовладельческой «мелкоты», способствовало ускорению технического перевооружения флота.  На Каме первенство принадлежало «Братьям Каменским и Н. Мешкову», «Верхневолжскому пароходству Кашиной». Между ними состоялось соглашение.

Реклама пароходства М.К.Кашиной

портрет судовладелицы М.К. Кашина

М.К.Кашина (1855-1916)

Далеко не случайно Кашина явилась прообразом главной героини пьесы М.Горького «Васса Железнова» (1910). Между прочим, в одноименном художественном фильме (1982) воспроизведена, схожая с судовой, модерновая обстановка подлинного кашинского особняка в Нижнем Новгороде на улице Ильинской.

За счёт чего же выигрывала Кашина?

За счёт удлинения сроков навигаций, гибкой ценовой политики, изящной отделки кают первого класса, комфорта, изысканной кухни для «випов», скорости (тогда, при отсутствии жёсткого расписания, чьё судно первым приходило к пристани, то и заполучало пассажиров, грузы, почту). Вела порядок продажи билетов, дающих право, сойдя на попутных пристанях (скажем, чтобы погостить, не спеша осмотреть достопримечательности), ехать затем дальше.

Действовала система скидок и льгот. Проезд детей до 10 лет оплачивался «половиною таксы»; до пяти – бесплатно. Вдвое дешевле стоили билеты офицерам и членам их семейств, учащимся. Не забыли, также, педагогов: «Учащие и следующие при них члены семейств… пользуются скидкою в размере 25% с пассажирской таксы II и III классов».

Отдельно – багажный аспект: «Каждый пассажир может иметь при себе багажа бесплатно не более одного пуда, в том числе сак-вояж и подушку, а остальное должно быть сдано под квитанцию, с уплатою за провоз. (…) За не сданные багаж и вещи, в случае пропажи, пароходство ответственности на себя не принимает».

Укажу на преимущество, зафиксированное в документе речного регистра: «Харитину» изначально приспособили «для плавания по глубоким и мелким плесам». То есть, при необходимости, она способна была идти даже по затопленным лугам, обходиться без пристаней и дебаркадеров. Причаливай вплотную к берегу, перебрасывай сходни и начинай высадку-посадку.

Я далёк от идеализации; нравы царили те ещё… Сплошные контрасты! Вот, не угодно ли, бытописатель начала ХХ в. сообщает: «Фрахт и такса на проезд у Кашиной были дешевле, чем у других пароходств. Её… пароходы заходили чуть ли не в каждое селение, привлекая серую публику дешевизной платы». И – далее: «… Суда были настолько переполнены кладью и пассажирами, что не только присесть, двинуться даже было нельзя. Грязь, духота, грубая пароходная администрация, действия которой порой доходили до привязывания непонравившегося пассажира к мачте или высаживанию на пустынный берег – вот чем вначале отличалось это пароходство. Открытие Кашинским пароходством первых рейсов в навигации и окончание последними, когда другие пароходы стояли по затонам, давали возможность устанавливать таксу за проезд в третьем классе от Казани до Нижнего Новгорода от 10 до 15 рублей, а стоимость за провоз клади увеличивать до баснословной цены. Это давало возможность быстрого обогащения и увеличения численности пароходов».

«Смех сквозь слёзы» вызывает, опубликованный в «Пермских ведомостях» 21 апреля 1904 г. стихотворный фельетон, автор коего укрылся за псевдонимом «Little man»:

«Браво, браво, капитаны!
Что им камские туманы?
Просто – наплевать. 
Лишь бы деньгами карманы
Туго набивать! (…)
«Обогнать другое судно» - 
Вот обычный их девиз, 
В первый рейс взять первый приз,
Если это даже трудно,
Слишком смело, безрассудно.
Но позвольте, господа,
Удалые командиры, 
Вы подумали ль когда, 
Что такое пассажиры?
«Пассажиры – это зло,
Это лишняя обуза;
Чем их меньшее число,
Тем возьмём мы больше груза.
Груз приносит нам барыш,
Пассажир же часто – «шиш».
Так какие ж нам расчёты
Проявлять о нём заботу?
Путь на свой садится страх
И любуется с испугом,
Как бесстрашно друг за другом
Мы летим на всех парах!»

Молодцы, как на подбор, члены экипажей. Матросы — в форменных робах и картузах с аббревиатурой «ПК» на околышах.

Сами утончённость и изящество – обстановка и обхождение в «вип-зоне» (на верхней палубе ближе к носу). Широкие коридоры. Каюты со всеми тогдашними удобствами (паровое отопление, умывальник, ватерклозет, звонок для вызова прислуги). Просторный салон. Отделка благородными сортами дерева. Бронзовое литьё. Зеркала. Бархатные портьеры. Ковровые покрытия…

Второй класс располагался в кормовой части верхней палубы. Каюты отделаны и оснащены попроще, но, в общем-то, достаточно удобные.

Третий класс — на нижней палубе. Имел двухъярусные нары, между ними откидные столешницы.

Вход на верхнюю палубу и опоясывающую её террасу пассажирам третьего класса запрещался.

Каюты 1 класса речного судна начала 20 века

Оцените интерьер судового ресторана: в модном тогда стиле модерн, венская мебель, свисающие с потолка плафоны, бронзовые, настольные светильники, вазоны с живыми цветами, хрустальная посуда, мельхиоровые столовые приборы, белоснежные скатерти… Вышколенный персонал готов был выполнить любой каприз высокопоставленных посетителей: «Бонжур, мадам!»; «Пожалуйте, Ваше высокоблагородие!»; «Милости просим, ваше степенство!»…

«Прейс-курант кушаньям и напиткам» пестрел экзотическими названиями вроде севрюжина-штуфат, сыр-фромаж, филе под соусом беарнэз, сальмэ из дичи, рябчик-сотэ… Завтрак подавали с 11 до 13.00 часов, обед — с 14.00 до 18.00, ужин – с 20.00 – 23.00. На стоянках ресторан обслуживал и посетителей не из числа пассажиров.

Обитатель палубы или трюма мог у буфетной стойки сравнительно дёшево поесть щей, каши, калачей, попить чая, кваса, сбитня, за две-три копейки налить в свою посуду кипятка.

ресторан речного судна начала 20 века

Посередине верхней палубы – капитанский мостик и рулевая рубка. С латунными до блеска начищенными приборами, переговорными трубами, стойками. Чуть позади высокая труба. Рядом – другая – поменьше – от камбуза. По бокам – вентиляционные раструбы.

Рулевая рубка речного парохода

Красота, да и только, прогулочно-смотровые террасы. На них – скамьи с высокими спинками, шезлонги, столики. На леерах – белые спасательные круги.

Обязательный атрибут, наряду  с колоколом-рындой, икона Николая Чудотворца.

Якорь адмиралтейского типа с подвижным железным штоком крепился канатом на портерном подвесе под бушпритом; вытягивался ручным брашпилем.

На корме бизань-мачта, флагшток с коммерческим флагом (на бело-розовом фоне аббревиатура «ПК»). На подвесе — шлюпка (как и сам пароход, белая до ватерлинии, ниже – розовая).

А что за расположенные наискосок вдоль бортов брёвна? Это кранцы, предотвращавшие навал колеса на береговую кромку (или дебаркадер). В походном положении верх каждого кранца жёстко притягивался канатами, низ свободно лежал на привальнике. В рабочем положении кранец сбрасывался в воду и под своим весом принимал вертикальное положение.

И, наконец, по кожуху гребного колеса ярко-красными, овально расположенными буквами — название парохода.

Пермь. Кама. Пристани. Старое фото

Давайте на минутку мысленно перенесёмся на Каму начала ХХ в. Путеводителями нам послужат архивные документы, газетные публикации, рекламные объявления, воспоминания пермяков, к примеру, В.Молодцова.

Пермь. Кашинская пристань по соседству (выше) с пристанью Каменских. Часовенка (Кашина слыла набожной). Бело-розовая «Харитина» уже под парами.

Первый басовитый протяжный гудок – сигнал поторопиться с посадкой. Второй – посадка окончена. Величественный капитан — в рупор: «Отдать носовой!». В машинное отделение – через переговорную трубу: «Самый тихий назад!». Колеса медленно-медленно поворачиваются, и пароход, удерживаемый кормовым концом (канатом), плавно отводит нос от пристани. Следуют команды: «Стоп!». Третий гудок. Команда: «Отдай кормовой». Машинисту: «Средний вперед». Колеса, вздымая воду, загребают бойчей воду, и пароход устремляется к фарватеру. «Вперед до полного». «Полный». Удаляется пристань, уже неразличимы лица провожающих.

Идём, оставляя за собой два ряда бурунов… Днем и ночью, сквозь пелену тумана и дождя. Из навигационных знаков – только бакены, с наступлением темноты освещаемые керосиновыми фонарями. Ориентирами служат купола церквей, приметные контуры береговой линии.

Рулевой, энергично перебирая рукоятки, держит судно на заданном курсе. Штурвал – спаренный; на оси – зубчатый вал с цепной передачей, ведущей к рулю. Управление им требует недюжинной силы.

пристань Кашиной, пароходы, старое фото

В числе восьми первоклассных пароходов, «Харитина» плодотворно-прибыльно трудилась на линиях Нижний Новгород — Казань — Рыбинск — Пермь.

Увы, случались и неудачи. Так, убыточными оказались навигации 1909-1910 гг.

Летом 1912 г. судно село на мель. Вообще Мелководье – беда Волги  и Камы. Наступало засушливое лето. Бакенщики выбивались из сил, обозначая меняющийся фарватер.

Потомственный речник Григорий Николаевич Голубцов вспоминал: «Фарватер менял глубины иногда в считанные часы; где только что пароход прошел полным ходом, другой через несколько часов шел лишь малым. Возник даже термин «встать на пески», обозначающий прекращение всякого движения. Вынужденная стоянка продолжалась довольно долго, иногда несколько недель, пока где-то вверху не проходили обильные дожди и не поднимали воду в реке». [Журнал «Волга». 1985. №6. С.24].

Осенью того же года «Харитина» столкнулась с наливным керосиновозом компании Нобеля (при этом травмировались матрос и два пассажира, снесло часть палубного покрытия, повредило двигатель, утонуло кое-что из багажа). Впрочем, от главной опасности господь уберёг – могли ведь полыхнуть гигантскими факелами.

Расследование показало: неопытный рулевой, получив команду «Так держать», «держал», покуда суда не оказались в опасной близости. В последнюю минуту капитан перевел машинный телеграф на «Полный назад», однако маневр запоздал.

столкновение пароходов

Из журнала «Волжское судоходство», 1912, №8, с.26.

В 1913 г., донимаемая претензиями, исками, штрафами, едва сводившая концы с концами, фирма становится вожделенной добычей, за которую схлестнулись — с одной стороны — «Русь», с другой — крупнейший в России водотранспортный холдинг «Кавказ и Меркурий»+«Камво», которому и досталась «Харитина».

Вроде бы это пошло лишь на пользу. Добавилось солидности и щегольства. Так, плавсоставу холдинга полагалась форма, напоминавшая военно-морскую, а капитанам ещё и кортики.

Грянувшие вскоре «великие потрясения» отразились на «Харитине» самым непосредственным образом. Её переоборудовали в грузопассажирское (при необходимости – военно-транспортное). В надстройках устроили, частично снеся переборки, нечто вроде твиндеков. Появился четвертый класс – самый дешевый, на корме нижней палубы, рядом с общими гальюнами, камбузом, подсобными отсеками. Народу туда набивали до максимально возможной плотности. Трюмы и те оборудовали наскоро сколоченными нарами. На носу и корме установили погрузочно-разгрузочные лебёдки, нарастили сходни-аппарели.

пароход Харитина 1914 год, общество Кавказ и Меркурий

«Харитина». 1914 г.

Пора зафиксировать тактико-технические характеристики, относящиеся к описанному периоду.

«Worthington» образца 1904 г. (США)

Длина наибольшая: 70,1 (1908); 85,34 (1919); 65,83 (1921).
Ширина наибольшая с кожухами: 16,45 (1908); 15,55 (1919); 15,54 (1921).
Ширина наибольшая без кожухов: 7,92 (1908); 7,91 (1919); 7,92 (1921).
Высота по середине длины судна без надстроек: 2,79 (1908); 2,8 (1919); 2,79 (1921).
Осадка порожнего: 0,71 (1908); 0,8 (1915); 0,71 (1919).
Осадка при полной нагрузке: 1,42 (1908); 1,55 (1915); 1,42 (1919).
Корпус железный, клёпаный с шестью переборками и двумя полупереборками, частично железной палубой (1915).
Тип машины: компаунд (1904); компаунд с установкой охлаждения (1914).
Размеры цилиндров (дюймы): 21 х 34 (1915).
Ход поршня (дюймы):48 (1915).
Мощность – 120 л.с. (1908), 125 (1921).
Топливо: уголь (1904), нефть (1908), нефтеотходы, дрова (1919-1921). Количество потребляемого машиной топлива: 17 пудов в час (1908); 20 пудов в час (1914), 75 куб. саженей в час (1921).
Котлы. Количество: 2 (1908); 1 (1921). Тип: пролетный (1908); пролетный горизонтальный (1921).
Рабочее давление пара в котлах (атм.): 11 (1908).
Площадь нагрева котлов в кв. футах: 2400 (1908); 1200 + 1200 (1915); 2400 (1921).
Ярусов надстройки: 2.
Освещение. Изначально керосиновое, затем – электрическое.
Противопожарное оборудование: стационарная установка с раструбом и насосы с рукавами (1908); насос «Worthington» (применяемый также для откачки воды (1914).
Экипаж, чел.: 35 (1908); палубная команда — 31, машинная — 17 (1921).
Пассажировместимость, чел.: 1-й класс: 24, 2-й — 42, 3-й — 630 (1908); 1-й — 23, 2-й — 40, 3-й – 103, 4-й — 510 (1914); каютных – 182, палубных — 510 (1921).
Максимальная грузоподъёмность (т.): 294,83 (1908); 278,45 (1914); 294,83 (1919); 278,45 (1921).

Довелось и войска перевозить, и оружие с боеприпасами, и даже баржи за собой тягать. Впрочем, уже то хорошо, что в Гражданскую войну находилось на занимаемой красными территории. Посему, уцелело, не разделив судьбу сожженных и потопленных колчаковцами при отступлении судов.

В соответствии с декретом Советского правительства от 23 января 1918 г., произошла национализация.

Войны позади. Разруха. Голод. Эпидемии. «Харитина» перевозила продовольственные грузы и многочисленных «мешочников», устремившихся в другие края в поисках «хлеба насущного». Все перемешались: голодающие и спекулянты, красные комиссары и «белые недобитки»… Обивка кают ободрана, мебель, посуда, столовые приборы растащены. На палубах вповалку-вперемешку мужики, бабы, детвора. Мешки, сундуки, ящики…. В трюмах всё те же многоярусные нары. Пол устлан соломой. Люди – подобно сельдям в бочке – ни пройти, ни повернуться. Полумрак. Вонь. С пристаней – штурмующие толпы.

Краткая пора Новой экономической политики (НЭПа). Каюты первого-второго классов опять заполнила «чистая публика». «Скоробогачам»-нэпманам нравилось поностальгировать о старых нравах, «шикануть» по Волге и Каме.

Конец 1920-х-30-е годы. Судно модернизировали. Окончательно перевели с твёрдого (дрова, уголь) на жидкое топливо (мазут). Смонтировали штурвал с механическим приводом. Установили принудительную вентиляцию. Ввели красно-белую расцветку спасательных кругов. Нарекли именем революционерки-народницы Веры Фигнер. Кстати, наряду с ней появилась ещё одна народница — «Вера Засулич» (бывшая кашинская «Матрона» с валенковским двигателем, нижегородскими корпусом и котлом). И ещё одна – «Софья Перовская» (некогда «Бабушка» московской постройки 1897 г.).

Листаю справочник-путеводитель, посвящённый навигации 1929 г. Стоп! По линии между Кинешмой и Пермью «ежедневно рейсируют» «Агитатор», «Советская Республика», «Пермяк», «Память Хохрякова», «Вера Засулич», «Вера Фигнер»…

Интересный источник — относящаяся к 1936 г. реклама массового водно-круизного отдыха: «Рабочий, используй отпуск на путешествия… Лучший отдых для рабочего — поездка на волжских паротеплоходах, предоставляющих полный покой, чистый воздух и все удобства, необходимые для укрепления сил трудящегося… Цена обеда… — 35 копеек».

Случались ли ЧП? Да. Снимок 1937 г. свидетельствует: тонуло. Опять на мелководье.

Великая Отечественная… Судну, кроме всего прочего, выпало выполнять миссию спасения ленинградских детей. Я разыскал Людмилу Александровну Трубникову, рассказавшую: «В 1941 г. меня – десятилетнюю школьницу — и моих одноклассников незадолго до того, как замкнулось кольцо блокады, на поезде вывезли в Ярославскую область. Опасность подстерегала и там. Чуть ли не ежедневно бомбёжки, железная дорога разрушена. Посадили на пароход «Златовратский» (бывший «Коммерсант», сошедший со стапеля в 1900 г. – А.К.)

Пароход «Златовратский» старое фото

Пароход «Златовратский» 1940-е гг.

Потом – у слияния Волги с Камой – по сходням — на «Веру Фигнер». Разместили в трюме».

Мои расспросы позволили уточнить: окраска судна сменилась, стала защитной – серой; спали на нарах или просто на настеленных досках; болели, овшивели; питались скудно («кусочку хлеба радовались», «матросы делились с нами своими пайками, одеждой, как могли, успокаивали-обнадёживали»).

Речники делились теплом – душевным и в буквальном смысле: протянули пожарные рукава и пустили по ним горячую воду.

К Сарапулу подошли уже по шуге. Ещё пару дней промедлили бы и вмёрзли в лёд.

Едва державшихся на ногах от истощения маленьких пассажиров накормили, наскоро провели санобработку, поместили в поезд. Повезли в Молотов (так тогда называлась Пермь). «Оттуда нашему классу выпало ехать в детдом села Тауш» — вспоминает Людмила Александровна (более подробно о её дальнейшей судьбе см. в одной из моих публикаций: https://perm.aif.ru/culture/details/dorogoy_zhizni_kak_permyaki_spasali_leningradskih_detey).

Л.А. Трубникова. Село Тауш, 2014 г. Фото автора

«Белое пятно» — участие «Веры Фигнер» в обеспечении перевозок для Сталинградского фронта в навигацию 1942 г. Ещё только предстоит выявить имена членов экипажа.

Начало 1950-х. Капитальный ремонт. Замена кое-где листов наружной обшивки днища и бортов – сварным способом. «Косметическое» обновление надстроек и внутреннего убранства. Вместо адмиралтейского — якорь Холла.

пароход Вера Фигнер

…Возраст неумолимо брал своё. В 1960 г. изрядно изношенное, технически устаревшее судно, списав, как и многие ещё, использовали в качестве летнего дома отдыха для работников Пермского телефонного завода у берега Сылвы. Перспектива открывалась – быть порезанным на металлолом. Со «Златовратским» и «Засулич» поступили именно так.

пароход Вера Фигнер

Происшедшее в 1966 г. на реке Сылве пока остаётся загадкой. Основные версии:

  • — из-за ослабления заклепок возникла течь;
  • — накренило ледоходом — по аналогии с «Булгарией»: из-за слишком крутого поворота и порывов ветра возник крен,  в незадраенные иллюминаторы хлынула вода (2011);
  • при смене места стоянки взорвался неумело раскочегаренный котёл.

По слухам не обошлось без пострадавших.

Руководство Камского речного пароходство попыталось было минимизировать ущерб, замять подсудное дело. Рванули буксиры протянутые сквозь «верины» клюзы тросы. И… И, что называется, с мясом вырвали нос. Обвалились и, частично съехали за борт верхние надстройки.

Постепенно о лежавшем на глубине около 16 метров судне стали забывать. Ну, разве что, кое-кто из старожилов, краеведов, ветеранов камского флота помнил.

Моё «вхождение в тему» началось лет десять назад. Когда я занялся изучением истории эвакуации с осени 1941 г. в Прикамье из Ленинграда беженцев, материальных и художественных ценностей. Перелопачивал архивные документы. Собирал артефакты. Познакомился с Людмилой Александровной. Тогда-то и наткнулся на упоминание об этом судне.

Осень-зима 2020 г. Весть о находке сразу же срезонировала по стране. Случайность ли возвращение из небытия? И да, и нет. Сказались результаты объединения усилий энтузиастов-поисковиков. Среди таковых, в первую очередь назову пермяка Владимира Колесникова. Именно благодаря его связям удалось выйти на питерский Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО).

Слово руководителю Центра Сергею Фокину: «Рады возможности поработать в новом регионе, со здешними надёжными партнёрами, на интереснейшем объекте. Вдобавок зимняя вода Сылвы куда прозрачней балтийской».

Действительно, организационно-техническая сторона – на высшем уровне. Пермские дайверы оборудовали автономный лагерь с жилыми модулями, штабной палаткой, протянули электропроводку, обеспечили автотранспортом и — уж совсем круто – аэрокатером.

На начальном этапе решающий вклад внесли водолазы, осуществившие детальный осмотр объекта. Работы проводились на глубине 14—16 метров. На реке свежий ветер и, хотя по ощущениям все — 20. Погружение за погружением… Несмотря на морозную ветреную погоду.

Моя миссия здесь скромная: соотносил с увиденным в пучине архивные исторические и конструктивно-технические данные. Устал, замёрз, но радость испытал безмерную!

Трудности? Работе препятствуют затянувший судно почти полутораметровый слой ила, хаотичное нагромождение порушенных надстроек.

Побочные впечатления. Питерских гостей изрядно позабавили облюбовавшие пароход представители местной фауны. Здоровенные судаки выглядывают из руин; того и гляди атаковать начнут. Некоторые за то и поплатились, попавши на сковородку. Я отведал – очень вкусно.

Наступление нового 2021 г. мы – нынешняя команда «Веры Фигнер» — отметили истинно по-дайверски: опустили на её палубу ёлочку, украшенную игрушками, подаренными Людмилой Александровной.

Л.А.Трубникова

Каковы ближайшие перспективы?

Продолжится сотрудничество с ЦПИ РГО (в т.ч., создана межрегиональная структура).

Предстоит обработать сделанные сканы, фото- и видеоматериалы. Составить 3D-модель, посредством которой проводить виртуальные экскурсии.

Начата расчистка объекта. Для большей эффективности требуются откачивающие установки (их обещали прислать питерцы). Здорово бы облегчил задачу мощный компрессор. Расчистим, — выяснится, какова сохранность объекта. Здешняя вода довольно жесткая; металл в ней коррозирует быстро. Вдруг при попытках подъёма корпус расползётся. Значит, требуется сложная и затратная экспертиза прочности.

Освобождённое от ила и обломков, обтянутое страховочными стропами судно, несомненно, привлечёт дайверов-любителей. Появится возможность поднять наиболее интересное, например, рынду, штурвал, якорь, рундуки, куски обшивки. За это берётся неутомимый Колесников.

Стартуют культурно-просветительные проекты, участвовать в которых уже высказала готовность Камская археологическая экспедиция (в лице руководителя – Григория Головчанского). Плюс музеи — Пермский краеведческий, Музей обороны и блокады Ленинграда (СПб), Музей «Дорога жизни» (Осиновец). Упомянутые выше артефакты плюс архивные документы, фотографии, старинные книги послужат основой выставочных экспозиций.

Смонтируем видеофильм (на кадрах которого и ваш покорный слуга).

Образовательное направление начнёт реализовываться в Пермском филиале Волжского госуниверситета водного транспорта. Учащихся ждут теоретический курс и тренинги по дайвингу, поисковые экспедиции на реках Прикамья, Неве, Ладоге.

Чётко обозначился военно-патриотический потенциал: установка на сылвенском берегу обелиска, совместные мероприятия с Пермским землячеством Санкт-Петербурга. Особенно в преддверии 80-летия эвакуации ленинградцев. Я набросал эскиз. Воплощение же в камне и металле – за известным пермским скульптором Алексеем Матвеевым.

На более отдалённую перспективу намечено изучение акватории Камы, Сылвы, Чусовой, которое сулит ещё немало открытий. Взять хотя бы обстоятельства гибели судов: в 1917 г. теплохода «Урал»; в 1919-м – при отступлении Колчака.

Да, но ведь потребуются значительные средства, усомнятся скептики. Значит, следует искать солидных спонсоров, добиваться государственного и муниципального финансирования, вписываться в гранты.

Рейс – в историю. Полный вперёд!

P.S. Желающим сообщаю координаты нахождения «Веры Фигнер»: точка GPS N.58.049542 E 56.735638 (не доезжая посёлка Сылва, поворот на Ельники, затем вниз — к реке).

Text.ru - 100.00%