Много каким транспортом мне доводилось передвигаться по земле, в небесах и на реках-морях. В Первую Чеченскую войну, будучи военкором, даже на бронепоезде.

На воздушном же шаре — лишь раз, да и то, зависшем на привязи.

Поэтому, когда составлялась программа пребывания в Турции, я попросил включить в неё и этот пункт. Ответ не заставил себя ждать; пожалуйста, мол, можно даже в школе аэронавтики краткосрочный учебный курс пройти и соответствующий диплом получить. Ну, профессиональным воздухоплавателем мне не быть, шар-«монгольфьер» приобретать не собираюсь. А вот ознакомительный полёт совершить, да ещё над живописной местностью, интересно и поучительно.

Сразу оговорюсь – удовольствие не дешёвое.

Удачно сошлось! За день до моего прибытия в Каппадокию полёты отменялись и назавтра – тоже (из-за порывистого ветра, моросящего дождя). «Мой» день выдался почти безоблачным, с идеальной «розой ветров».

Знакомлюсь с другими членами «экипажа». Почти все из Юго-Восточной Азии, все, подобно мне, новички. Обмениваемся любезностями. Хорохоримся. Ничего, мол, особенного, опасности никакой.

Сбор — затемно. Подъезжаем к назначенному пункту в долине. Там уже вовсю идёт работа: бесформенные поначалу обшивки, наполняясь горячим воздухом, обретают грушеобразную форму, занимают вертикальное положение. Ну и громадины!

Тем временем нас подкрепляют кофе, раздают «сухпай».

Спешу заснять предстартовые моменты, однако, спешка и полумрак делают своё: большинство снимков оказалось мутным.

Наконец, объявляется команда «На посадку!».

Разделённая на секции плетёная корзина вмещает 16 пассажиров. Вполне комфортно. Пристёгиваться не заставляют.

В центре – место пилота. Зовут Абдурахман Пойраз. С ним я пообщался загодя, причём, выяснилось, что тот пару лет работал в России (под Сургутом). Весельчак-балагур. Более или менее владеет русским. Сетует, мол, хотел выучить язык получше, но прораб покрикивал: «Давай-давай, работай!».

Краткий инструктаж: упаси Аллах наваливаться на борта, в случае чего, присев на корточки, держитесь за петли.

Щелкают крепления строп. Стартуем в почти полной тишине; слышится только шипение вырывающегося из газовой горелки пламени да наш восторженный шёпот.

Система функционирования проста. Нагрев – подъём; охлаждение – снижение. Вверху клапан - обеспечивает ускоренный спуск.

Приборов минимум - показывающих высоту, скорость, температуру.

Перед нами и следом взлетают другие. Вскоре в небе целая флотилия шаров.

Полёт протекает величаво и плавно. То выше, то ниже. Состояние – близкое то к эйфории, то к абсолютному покою! Земные страсти, суета-сует остались далеко-далеко внизу. Один раз, правда, мы дружно ахнули: демонстрируя высший пилотаж, Абдурахман провёл шар совсем близко над скалой.

Зрелище завораживающее: как на ладони городок Гёреме, окрестные селения, поля, сады…

 

Кругом – до самого горизонта – горы. А во-о-он там – Долина любви. Сие возвышенное название дано из-за расположенных там скал, ну, о-о-чень напоминающих фаллосы.

Сейчас связь аэронавтов с наземной командой поддерживается по сотовым телефонам. Ранее – по рациям, ещё раньше – посредством сбрасываемых вымпелов и\или почтовых голубей.

 

Час пролетел незаметно.

Снижаемся. Нас уже ждет машина с прицепом-платформой. Садимся точно на неё. Наземный персонал крепит корзину, сворачивает быстро «увядающую» без притока жа́ра «грушу».

Нам торжественно вручают вот такие сертификаты.

Открывают шампанское. Фото на память с новым приятелем, обмен координатами, взаимные приглашения. Кто знает, может и правда снова занесёт Абдурахмана в Россию.

Каппадокия – чуть ли не единственное место в мире, где большую часть года можно увидеть целые флотилии воздушных шаров (до 250 дней, тогда как в других европейских странах – около 60). Основной сезон — с апреля по ноябрь (зимой-ранней весной препятствуют сильные ветра, туманы, снегопады). В июле здесь совсем круто: международный воздухоплавательный фестиваль, с шарами всех мыслимых и немыслимых конфигураций, музыкой, танцами, световыми шоу.

Первый полёт был осуществлён 240 лет назад во Франции на шаре братьев Монгольфье. Топливом ему служила сырая, а, посему, густо чадящая солома. Преодолев десятикилометровое расстояние на высоте 950 метров, совершив жёсткую посадку пионеры аэронавтики предстали с закопчёнными лицами, измазанные землёй. На радостях распили шампанского, им же умылись.

Отсюда пошла традиция подносить новоиспечённым воздухоплавателям шампанского (плюс – кое-где - мазать лицо сажей и грязью).

Вроде бы перечень транспортной экзотики я для себя исчерпал. Между тем, возник заманчивый проект: отправиться к Чёрному морю; во главе курсантов ВГУВТ, которым предстоит судоводительская практика, с ними провести навигацию-2023 на учебном паруснике – корвете «Херсонес». Или совершить плавание на турецком морском лайнере «Astoria Grande»: из Сочи через Трабзон, Стамбул, Синоп, Измир до легендарной египетской Александрии. Или рвануть на границу Турции и Армении — к горе Арарат, где, по библейскому преданию, завершился путь Ноева ковчега.

Мерхаба, Стамбул! Или, в Турцию не туристом