Он не просто между двумя морями, Средиземным и Красным, – он между двумя континентами, Африкой и Евразией.
Начало 173-километровой водной артерии – в Порт-Саиде.
Окончание – в Суэце.
До его открытия приходилось либо делать лишние 8 тыс км водой, либо доставлять судовые грузы по суше – верблюжьими караванами.
Предыстория канала (еще не сквозного) ведется с эпохи фараонов, продолжается в античные времена.
Один из средневековых арабских халифов приказал засыпать таковой, чтобы торговый путь шел в единственном, жестко контролируемом направлении.
Наполеоновские планы? Да. Наполеон Бонапарт хотел соединить моря. Но, будучи разбит, вынужден был покинуть Египет.
Более полувека спустя в дело вступил другой француз — Фердинанд де Лессепс. Перед вами образчик тогдашнего пиара – обертка от шоколада.
Согнанные со всей страны феллахи вкалывали под палящим солнцем за мизерную оплату, томясь от голода и жажды. То есть условия были похуже, чем даже в древности, при возведении пирамид. Чтобы решить проблему с пресной водой прорыли небольшой канал из Нила. Сейчас один из его участков выглядит так:
К 1869 г. построили. Как, водится, грандиозное предприятие не обошлось без затяжки сроков, многократного превышения сметы (в т.ч., на «откаты» и рекламу).
Посредством подковерных финансово-дипломатических игр руководство и львиная доля прибыли достались англичанам (особенно после того, как вскоре те оккупировали Египет).
1956 г. Президент страны Гамаль Абдель Насер заручившись поддержкой СССР, провозгласил национализацию канала. Попытки Израиля и стоявшего за ним Запада удержать таковой силой провалились. Кстати, тогда египтяне затопили в Суэце с полсотни судов, тем самым на девять месяцев блокировав судоходство. По схожим сценариям разворачивались боевые действия в 1967 и 1973 гг. Правда, в обоих случаях арабы проиграли.
Ныне канал является ведущим источником пополнения госбюджета.
Интенсивность движения по нему высока. Наблюдаемые мной интервалы прохождения – в основном контейнеровозам и танкерам — примерно десятиминутные. Круглосуточно.
Берега канала облицованы камнем и стальными сваями. Через каждые 125 м — причальные кнехты для швартовки судов в случае ЧС, а также указатели, помогающие определить положение судов на фарватере. Вдобавок последний обозначен световыми и светоотражающими буями.
Технические условия позволяют идти по нему судам водоизмещением до 240 000 т, высотой до 68 м, шириной до 77,5 м, осадкой до 20 м (при этом морским гигантам приходится для облегчения временно перегружать часть тоннажа на принадлежащие администрации канала самоходные баржи).
Головной офис Suez Canal Authority (SCA) находится в Исмаилии.
В этом же городе я видел целые кварталы особняков колониального стиля второй половины ХIХ в.
А ещё стал членом Клуба Суэцкого канала (процедура сводится к уплате вступительного и ежегодного взносов или покупке краткосрочной карты).
В Исмаилии же – основная зона расхождения встречных судов (за счет озера Тимсах, что значит «Крокодилье»).
В последние десятилетия артерия активно модернизируется. К примеру, появились параллельные ответвления, позволяющие обеспечивать непрерывное двустороннее движение.
Исторические события увековечены обелисками. Вон виднеется – в форме автоматного штыка – там разворачивались ожесточенные сражения.
В другом месте – смотрю — знак, напоминающий об аварии контейнеровоза-гиганта Ever Given 24 марта 2021 г. (скорее всего – преднамеренной и хорошо организованной). Якобы шквалистым боковым ветром развернуло, уперев носом и кормой в берега. Неделю возились, пока сдвинули. За это время образовалась огромная очередь, сорвались сроки доставки грузов.
Как отразились на режиме функционирования канала охватившие чуть ли не весь Ближний Восток боевые действия. В его зоне относительно спокойно (разве что охрану усилили, особенно пристаней, паромных переправ, других инфраструктурных объектов). Власти демонстративно придерживаются нейтралитета и верности конвенции 1888 г., согласно которой «канал открыт и в мирное, и в военное время для кораблей любого флага». А вот в Красном море подстерегают и обстреливают (хуситы и кое-кто ещё).
Проект создания международного торгового коридора (МТК) «Север-Юг» из России через Иран, как альтернатива Суэцу и Босфору (вдвое короче и дешевле за счет задействования железных дорог и автотранспорта), конечно же, встречен здесь без радости. Впрочем, пока МТК реально заработает много ещё средиземноморско-красноморской воды утечёт…
Добавить комментарий