Китайская цивилизация – одна из самых древних на Земле — положила начало многим из заимствованных другими народами и поныне существующих предметов. В том числе, багажным принадлежностям и вместилищам домашних вещей.
Сам в том убедился, посетив несколько музеев Поднебесной, пообщавшись с ее учёными, ознакомившись с старинными иллюстрированными изданиями и архивными материалами.
Какое же передо мной предстало многообразие артефактов, их функций, форм, расцветок, сюжетов росписей, дизайнерско-интерьерных решений!
И что только в них не хранили! Одежду для торжественных случаев и просто несезонные вещи, невестинское приданое и разменную монету… Да-да, не удивляйтесь, ходившие до начала ХХ века бронзовые дырчатые цяни ( 钱) имели столь малый номинал, что для покупки более или менее стоящего товара таковые употреблялись целыми связками. Отправляясь в дальнюю дорогу, путешественник брал с собой кошель или небольшой, окованный железом ларец с серебряными лянами, а в повозке или вьюке – сундучище цяней.
Сундуки (胸部) входили в обстановку жилища. При этом в росписи чаще использовались символы, которые должны были отвадить у людей дурные помыслы и защитить содержимое. Вот перед вами традиционные платяные сундуки. С орнаментальной росписью: птицы и растения на ярко-красном фоне.
Вместе с крупным специалистом по истории культурных связей Китая и России профессором Аньхойского университета Ши Хуншэном (см. фото) я побывал в старинном городе Саньхэ. Там бережно сохранена не только архитектура былых веков, но и интерьеры купеческих лавок, жилых домов, буддийских храмов. Вот уж где древностей-то! В том числе, сундучных!
Обратил внимание на особенность строительства тамошних зданий. Расстояния между ними так узки, что пройти может только один человек, да и то ничего объёмного не несущий. Оказалось – мера, препятствующая кражам. Действительно, любой ворюга сразу смекал: даже если удастся незаметно пробраться через боковой проход на заднюю половину дома и во дворик, сундук оттуда всё равно не вытащишь. А коль честный человек пожалует – милости просим –через главные двери!
Сперва сундуки, ларцы, шкатулки изготовляли мастера-краснодеревщики, они же — мебельщики. Именно они первыми внедрили комплексный дизайн, при котором всё – от облицовки стен резным деревом, до мебели и обиходных вещей получали единое стилевое решение. Спустя какое-то время сундучное дело обособилось в самостоятельное ремесло. Специализация пошла на пользу. Судите сами, каких навыков требовало изготовление столь специфической продукции: столярно-художественных (корпус, резьба), кожевенных (обтяжка), кузнечных (замки, петли, уголки, другая фурнитура), лакировочных и т.д.
Особенно славятся– вместительностью, изяществом, прочностью –старинные изделия из Гуанчжоу. Как такое достигалось, опять-таки узнаём из китайского источника: «Наши лаки не боятся ни холода, ни жары, ни воды. Но не каждое дерево способно хорошо полироваться и держать лак; лучше всего это получается у сандала, наньму, цзитань».
Интерьеры купеческих домов-музеев Саньхэ:
Укажу на промежуточную ступень к чемодану – футляр для переноски (перевозки) и хранения драгоценных предметов. К примеру, фарфора.
Листаю пожелтевший фолиант путевых записей некоего европейца, побывавшего во дворце у шанхайского олигарха, владевшего огромной уникальной коллекцией.
«Переходя из одного зала в другой, я не сразу догадался, что великолепные апартаменты обращены в своеобразные кладовые для хранения ваз. Сколько ни смотрел, ничего не напоминало об их присутствии.
Оказывается, вазы были заключены в футляры, сделанные с тем же вкусом и изяществом, как и все остальные вещи. В таких футлярах, сверху оклеенных сафьяном, а изнутри бархатом благородных тёмно-вишнёвых, бирюзовых или густо-синих тонов, в богатых домах хранят фамильные драгоценности.
Хозяин не без гордости раскрыл первый футляр, и на мягком ложе, выстланном бархатом нежной лилово-красной окраски, я увидел изящно очерченное тело вазы.
— Ей тысяча двести лет. Вторая такая есть только в Лувре…».
Мне, разумеется, попался экземпляр попроще, относящийся ко второй половине ХIХ века, но тоже по-своему эксклюзивный.
Длина – 86 см; высота – 35 см; ширина – 59 см. Каркас из дерева. Обтянут тканью. Покрыт лаком вишнёвого цвета. Украшен накладками с рельефным орнаментом. Ручки, петли и запоры из воронёной стали.
За разъяснением содержания иероглифической надписи на внутренней стороне крышки я опять-таки обратился к профессору Ши Хуншену. После тщательного изучения текста, тот выдал следующий результат. Почтенный Чжоу Синшэн подтверждает, что эта упаковка с толстым кожаным покрытием продана им и содержащийся в ней товар (скорее всего тоже фарфор) подлинный. Мол, в случае обнаружения дефектов гарантируется замена. То есть перед нами одновременно и фирменный знак, и реклама, и гарантийный талон солидного широко известного торгового дома.
Контакты с Западом, обусловили заимствования, среди которых нашлось место и «чемодании» — жёсткокаркасной, полужёсткой и мягкой (кожаной, матерчатой, комбинированной). Кустарные мастерские с ручным трудом постепенно уступали место индустриальному производству.
Китайские чемоданы (手提箱) стали попадать и в СССР.
Поначалу почти исключительно за счёт привозимых возвращавшимися из командировок специалистами, служащими КВЖД, реэмигрантами. Тогда в Китае находилось также некоторое количество советских военных советников, лётчиков, авиатехников, артиллеристов.
В моей коллекции имеется один такой – 1930-х годов. Полужёсткий. Материал: сверху красно-коричневая кожа, внутри – зелёного цвета материя. Фурнитура никелированная. Габариты: длина – 75 см; высота – 23 см; ширина – 44 см.
С образованием КНР приток тамошней «чемодании» возрос, поскольку она составляла значительную часть экспорта ширпотреба. Людям старшего поколения, наряду с термосами, зонтиками, сувенирами, памятны чемоданы, сумки и кошельки фабрики «Дружба» (友谊). А также песня о том, что «русский и китаец – братья навек».
Открытая ссора в конце 1960-х годов обусловила паузу указанного притока. Зато последний с лихвой наверстался экспортом в РФ. О контрафакте воздержусь. Современная китайская «чемодания» и без него занимает почти всю товарную линейку – от копеечного тяп-ляпа до элитно-неубиваемых «металликов».
Простые неприхотливые грузы складывались в дешёвую тару. Но о ней – в другой раз.
Добавить комментарий