Колядки (коляда́) — ныне почти забытые, а некогда были непременным языческим «довеском» к Рождеству (Святкам) у славянских народов. Само название – от кола (сербск.), коло (польск.) и им аналогичных, обозначает полный оборот круга (колеса), то есть годового солнечного цикла.

Коляда́ — чествование рождения солнца, значит, разводи костёр (сербы сжигают бревно-бадняк).

На языческую ипостась указывает и присказка: «Настали колядки — блины да оладки».

Церковники сперва крысились на сей обычай-традицию, неча, мол, бесстыжие, малакию (разврат) разводить да бесов тешить! Ан, облом: народишко ни в какую; нужно ему время от времени уходить в некий коллективный сюрреализм, коему тесны христианские каноны.

Лубок XIX в. Колядование

Эй, хозяин! Встречай Коляду! Лубок XIX в.

Колядование. Открытка нач. XX в.

Ряженые колядовщики. Открытка нач. XX в.

Отсюда — ряжение в шкуры или вывернутые наизнанку тулупы, «хари» (маски), рога и копыта. Рычит медведь, блеет коза, гогочет гусь… Кружатся-пляшут, хвостами машут. Распевают – то божественное, то откровенную похабщину, демонстрируют непристойные жесты.

Стук-бряк-звон – аж душа вон! Это тазы да сковороды, вёдра да печные заслонки.

Играют, гадают, гостинцы сбирают.

Здесь нет ни богатых, ни бедных, ни старых, ни малых. Все равны и мешок для доброхотных даяний у них общий. Таковой несут по очереди или, коль деревня многонаселённая и добыча обильная, везут на санках. Покуда не придёт черёд делить содержимое – упаси бог на него покуситься.

Вот, к примеру, картинка с натуры, относящаяся к XIX веку. В и без того битком набитую избу на Вологодчине вваливается сказочно разряженная компания.

Картина К. Трутовского "Колядки в Малороссии"

Колядование, как правило, проходило очень весело. Картина К. Трутовского «Колядки в Малороссии». Вторая половина XIX в.

«Здесь… и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с… кнутом; цыганка с дитём-чучелом…; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет».

Хозяева колядовщиков привечают, одаривают, кто какой может, снедью. Ведь по поверью  щедрость воздаётся сторицей.

На Украине и в Южной России, исполнив «обязательную программу», колядовщики рассаживались на охапки соломы и ну кудахтать во все голоса, гениталиями потрясать — «шоб кури бильше неслись».

Фото нач. XX в. Колядовщики с рождественской звездой.

Группа колядовщиков с рождественской звездой. Нач. XX в.

Будучи в Сербии, я как-то раз сам стал участником подобного. На Божич (Рождество) парни и девушки гурьбой обходили селение «у близу Новог Сада». Только вместо мешка у них была корзина. И нас, «двоицу русов» «заедно» позвали. Главный деликатес для одаривания в этот день — «чесницы» — краюшки пшеничных караваев, выпеченных без дрожжей. «Чесница» переводится как «кусочек счастья». А ещё одаривают «яями» (запеченными вкрутую яйцами), жаренными рыбками, «кобасицей» (колбасками), свининой. Ух и наугощались же мы!

Взрослым колядовщикам вдобавок наливали хмельного. В России – бражку, в «Малороссии» — наливки и горилку, в Сербии – сливовую или виноградную ракию, в Румынии – цуйку, в Польше – вудку или бимбер (самогон).

Рождественская открытка нач. XX в.

Рождественская звезда в руках детишек напоминает о той путеводной звезде, которая привела волхвов к новорожденному Иисусу. Открытка нач. XX в.

Приведу образчики пристойных песнопений.

Подходя, процессия исполняет «надворные» песни с просьбой к хозяевам разрешить поколядовать.

«Мир и радость, мир и радость,
Мир и радость ныне всем.
Мир и радость в каждом сердце,
В каждом сердце — Вифлеем».

Когда «добро» на исполнение получено, начинаются, собственно колядки.

Потом исполняются пожелания в духе «будьте здоровы, живите богато, нехай процветэ ваша гарная хата».

Или вот ещё — речитативом:

«Дай вам, Господи,
Сорок коров,
Пятьдесят поросят
Да сорок курочек…»

Далее идёт торопливое перечисление другой желаемой живности и домашнего скарба до перины и самовара включительно.

Плюс песенные же просьбы о вознаграждении и благодарения по получении такового:

«Метёлочки да веники,
Доставай вареники,
мисочку кашки,
Да кольцо колбаски.
И свиную ножку,
Чтоб всем понемножку!
Этого мало,
Дай кусочек сала».

И т.д. и т.п.
чемоданЧитаючи такое, я невольно поддался искушению сочинить нечто злободневное. Правда, без упования на доброхотные даяния. Ведь у тех, к кому я обращаюся, фиг допросишся.

Коляда ты, Коляда,
Срок за сроком тянется…
Путин видно навсегда,
Во Кремле останется!

Колядуй, честной народ,
Собирай кусочки!
И, живя на скудный МРОТ,
Доходи до точки!

Остаётся добавить, что по окончанию «гастролей» колядовщикам полагается поровну разделить содержимое мешка.

Что ж, в добрый час, язычники, христиане и атеисты!