Находка на дне Сылвы парохода «Вера Фигнер» послужила толчком к целой цепи интереснейших открытий. Среди них – о его, 120-летней давности, хозяйке, Марии Кашиной.

«Вера Фигнер»: рейс в историю

Тянущийся за Кашиными «шлейф» куража, скандалов, криминала постоянно давал повод к публикациям и распространению изустных сплетен. Изрядно покормились с семейства судовладельцев хроникёры, полицейско-судебные репортёры, фельетонисты.

Происшествия с кашинскими пароходами – само собой либо интересная новость, либо сенсация. Благодатную почву для пересудов создавало подчёркнутое религиозное рвение Марии Капитоновны. Наблюдая его, добрые люди понимающе переглядывались: «Э-э, видать много грехов за ней водится, замаливает да перед боженькой отдаривается». Бог Марии Капитоновны был под стать ей самой – мелочный, злопамятный, тугой на милосердие. Гулял тогда стишок:

«Не деве Марии Кашина служит,
Не Николаю святому.
Не господу курит она фимиам – 
Мамоне, тельцу златому».

К месту и ко времени оказалось ограбление летом 1907 года на Каме пермскими боевиками Александра Лбова парохода конкурентов «Анна Степановна». Спустя всего три дня после этого газета «Судоходец» публикует коротенькую пьесу. Действие происходит на неком судне. Автор мастерски воспроизводит словесные обороты и внешность Кашиной, между прочим, за глаза называемой «Марией Капитановной» и «Капитанихой».

Пьеска ходила по рукам, неизменно вызывая саркастическую реакцию. Не исключено, что в любительских кругах её и ставили. Автор, укрывшийся за псевдонимом «Никто-не»,- капитан одного из кашинских пароходов, он же посредственный, но плодовитый писатель и драматург Пётр Алексеевич Оленин-Волгарь.

Оленин-Волгарь, Кашина

Капитан Оленин-Волгарь — в центре. Обратите внимание, на спасательном круге — инициалы судовладелицы М.К.Кашиной

Горьковская «Васса Железнова» вроде бы написана со всей классовой прямотой. Однако и в ней есть о чём почитать между строк.

Начнём с того, что «Буревестник революции» прекрасно знал судовладельческую среду. Отец его работал столяром-отделочником на судостроительных заводах Перми и Нижнего. Алёша Пешков наблюдал пристанскую жизнь. Уйдя «в люди», бывало, кормился и ночевал с грузчиками. Одну навигацию работал подручным на камбузе парохода «Добрый»: от зари до полуночи мыл посуду, чистил ножи и вилки, помогал коку, а в редкое свободное время читал ему вслух гоголевского «Тараса Бульбу». Став писателем, близко общался с речниками – от матросов до «воротил» судостроения и судоходства – Н.А. Бугрова, Д.В. Сироткина.

«Васса Железнова» поныне одно из самых известных произведений А.М.Горького

Знал ли Горький Кашину лично? Само собой; и меня ничуть не удивило наличие в экспозиции Литературного музея Горького фото кашинского семейства. А толку? Писатель периодически получал от богатых меценатов солидные суммы для революционных организаций. Мария Капитоновна же жертвовала куда скуднее и исключительно на богоугодные цели.

Горький, нет, не дружил, приятельствовал с Олениным-Волгарём. И уж от него-то точно о «Капитановне» плохого наслушался.

Кроме Кашиной было ещё несколько женщин, бравших на себя бразды правления крупными судоходными компаниями. Упомяну хотя бы нашу камскую Ольгу Петровну Карпову (которую, кстати, Кашина с потрохами слопала в конкурентной борьбе).

«Васса Железнова» — творение, если уж не заказное, то, в определённых кругах, желаемое, ожидавшееся. Я бы даже сказал, предвкушавшееся, обещающее интригу .

Пьеса, выпущенная в 1910 году питерским и берлинским издательствами, разошлась быстро, встретила доброжелательные отзывы. Спустя четверть века Горький её кардинально переработал, доведя внутрисемейный конфликт до уровня классового противостояния, выпятив распад и деградацию.

Вы только вчитайтесь!

Муж, состоящий под следствием за растление малолетних, сам отравился или яду подлили – читателю (зрителю) предоставляется право выступать соавтором.

Сын гневно бросает матери, мол, ты мною готова «землю копать, как лопатой, лишь бы денег добыть…». Та – зловещим шёпотом: «Шёл бы ты, Павел, в монахи!».

Стремясь лишить наследства не оправдавших надежды на продолжение фамильного бизнеса детей и деверя, Васса пускается во все тяжкие.

«Беда идёт на нас, Анна (дочь – А.К.)! Дядя хочет свои деньги вынуть из дела… А кто ему деньги нажил? Чьей работой они выросли? Захаровой да моей! Что он делал, Прохор-то? За бабами гонялся…

Анна: Вот как… да? Разоряемся?

Васса: Рушится всё дело! Тридцать лет работы — всё дымом, дымом! Годы были — тяжелые, убытки — большие… Работников — нет, а наследников много… А наследники — плохи! Для чего трудились мы с отцом? Кому работали! Кто грехи наши оправдает? Строили — года, падает — днями… обидно… Непереносно! (…) Ну вот… и — конец! Зачем работали? Чем гордились? (…)

Павел (захлёбываясь словами): Ненавижу всех… подожгу! Кто вы мне? (Почти рыдая.) Мать… Ты разве мать?.. Как собаки зайца, травите вы меня — за что? Дайте мне моё, и я уйду… уйду!».

Другой сын — Семён (стараясь говорить внушительно): «…Мамаша, довольно! Мне — двадцать семь лет, ему — двадцать четыре… против этого не поспоришь! (Мать приподняла очки на лоб и в упор смотрит на сына.) Что вы смотрите? Тут, как ни смотрите — закон совершеннолетия… сыновья — наследники… стало быть… спора нет!..».

Скандалы – вплоть до драк. В одной из них Павел (он ли?) случайно (?) убивает дядю Прохора.

Васса – снова велит Павлу идти в монастырь: «Я дам за тебя хороший вклад, будешь ты жить там спокойно, безобидно, привыкнешь богу молиться и помолишься за нас…

Павел (отшатнулся): Что ты… как мёртвого! Зачем ты? Дьявол… Мать, я не пойду в монастырь, ну тебя… Пусть меня судят… Полиция и всё… врёте вы! Деньги мои чтобы забрать, ага! Дай мне мои деньги, я уеду… на край земли от вас… никогда вы не услышите обо мне, никогда! Может — богат буду, а вы — нищие, — придёте ко мне по милостину… прогнать вас велю и в окошко смотреть буду, как вас гонят… Дай мои деньги… Кончено!

Васса (спокойно): Денег я тебе не дам. (…)

Павел: Нет, дашь!

Семён (тихо, ласково): Тут — закон!.. Наследство, мамаша!

Васса (вздохнув): Наследства вы — лишены. Всё отказано мне по духовной… В полную и нераздельную собственность».

В финале – горестное, однако без покаяния, признание. «…Много зла на мне, много греха… Хоть и против никудышных людей, а всё-таки… Не знавать мне покоя… Не знавать… никогда!» — говорит Васса.

Хапуга, расчётливая убийца, любящая жена, мать и бабушка, борющаяся за честь семьи, за наследника, способного стать преемником.… Кем только не представала на сцене и экране самая известная из горьковских героинь. Несколько поколений режиссёров стремились раскрыть тайну этого образа.

Фаина Раневская

Яркая, но несколько поверхностная Васса, в исполнении Фаины Раневской

Первой подала её на сцене Фаина Раневская в Центральном театре Красной армии в 1936 году.

«Хорошо помню моё первое впечатление от пьесы. Я была потрясена силой горьковского гения, – вспоминала актриса. – А сама Васса внушала мне и чувство сострадания, и ужас, и даже омерзение, но, пожалуй, над всем превалировало сострадание. Образ Вассы неотразимо привлекал меня своей трагической силой, ибо в мировой драматургии эта пьеса навсегда останется одной из величайших трагедий собственности…».

Раневская – в духе сталинской эпохи — хоть и представила Вассу однозначно отрицательной, показала её жесточь как вынужденную, неизбежную, приносящую страдания самой героине.

1952 год. МХАТовская постановка, следом — экранизация и радиоспектакль. В них Вера Пашенная углубила, усложнила

и, одновременно, опростила образ, приблизила его к прототипу. Её Васса, даже внешне схожая с Кашиной, хваткая, наделённая выдающимися деловыми качествами купчиха, баба, чуждая высоких чувств и самокопания.

Вера Пашенная

Вера Пашенная

Для самой Пашенной «аура» Железновой-Кашиной оказалась прямо-таки роковой. Под конец жизни её страшно мучили физические и душевные боли. Диагноз «Рак» она восприняла как смертный приговор и захотела опередить его, заведя пузырёк с ядом. Тайна смерти примадонны осталась неразгаданной.

В 1963 году мини-телесериал «Wassa Schelesnowa» со знаменитой Терезой Гизе сняли немецкие кинематографисты. Девять лет спустя французским телевидением был показан одноимённый мини-сериал, в котором Вассу сыграла Рози Варт. Общий тон: о, русская душа – тонкая, ранимая, зверская!

Инна Чурикова

Инна Чурикова

В 1982 году вышел знаменитый фильм Глеба Панфилова «Васса» с Инной Чуриковой в главной роли. Долой купеческий антураж! Даёшь шарм, европейский модерн, лифт, электричество, телефон, автомобиль. Васса – почти интеллектуалка. На 180 градусов повёрнута концовка: к торжеству недостойных наследников, вслед за мужем, умирает вдова. Верно сказал один из критиков: «Получился фильм о предчувствии капитализма и тоске по «русской Европе».

Одна из самых знаменитых современных постановок «Вассы» — МХАТовская 2003 г. (режиссёр Борис Щедрин; в главной роли Татьяна Доронина). Перед нами заботливая родительница со всеми её большими горестями и маленькими радостями. Она способна любить своих чад, жертвовать ради них собой, убивать и умирать ради них.

Предельно реалистично подавали и подают «Вассу» нижегородские театры. Ну кто, как не земляки, могут сценически запечатлеть время и нравы пароходного предпринимательства. Где, как не в Нижнем, несмотря на бури ХХ-ХХI веков, сохранившем своеобразную архитектуру, дух, оканье… Так, в постановке тамошнего ТЮЗа (2004) подлинными были не только эмоции, но и костюмы, реквизит, мебель! Где ещё из клетки высовывалась живая крыса (на ней Васса опробовала яд для мужа)? Васса – утончённая, блистающая увядающей красотой, роковая «женщина-вамп».

2006 год. Режиссёр Сергей Яшин в БДТ соединил воедино оба варианта горьковского текста, предложив зрителям через трагедию семьи Железновых попытаться понять первопричину бед нынешних поколений (Вассу сыграла блистательная Светлана Крючкова). Революционерка Рашель отсутствует, социально-политическое противостояние лишь обозначено. Зато выпячено расщепление внутреннего мира Вассы, приведшее столь яркую, сильную женщину к нравственной катастрофе. Необычна сценография: дом уподоблен попавшему в бурю, тонущему кораблю.

Мне ближе всего, поверьте, не из местечкового патриотизма, постановка Сергея Федотова в пермском «Театре у моста» — трагифарс на основе первоначального варианта пьесы.

афиша спектакль Васса театр У моста

Там грызня-грызнёй, а люди всё же друг другу не чужие. Не только и не столько вина, беда их – роковая заманипулированность некими закулисными кукловодами. На каждом действующем лице – печать обречённости; на некоторых – даже физического вырождения (младший сын — хромой, горбатый, импотент, психически неуравновешенный, внуки помирают, отягощенные нездоровой наследственностью). На что каждый обречён, узнаем только под самый конец. Это держит зрителя в напряжении на протяжении всего спектакля.

Васса в искромётно талантливом исполнении Марины Шиловой уподоблена орлице. Которая, чтобы сохранить родовое гнездо и «поставить на крыло» потомство, инстинктивно порывается выбросить из него нежизнеспособного птенца. Которого? – вот трагедия выбора. Происходит поиск смысла, поддержание надежды: «Если с сыновьями не получилось, так, может, внуками утешусь». Вассе приходится продумывать свои и чужие поступки на десять ходов  вперед, не раз и не два брать «грех на душу». Ей хочется верить: бог проявит милосердие к ней. Поэтому истово молится. А душу грызут, грызут сомнения. А за спиной со свечами в руках неприкаянно бродят души жертв – повесившейся служанки Липы и убитого деверя.

Убожество главного оппонента — Павла, которого играет Василий Скиданов – доходит до юродства, при котором вольно или невольно высказывается жестокая правда. Ильназ Яруллин в этой роли являет собой прямую противоположность: огромный, мощный человек-паук, этакий Квазимодо, нависает над матерью, рыкает на неё…

Хотя происходящее на сцене, переносит нас на 120 лет назад, судьба Вассы точно проецируется на день сегодняшний. Богатство, власть, отчуждение, предательство, одиночество… Вечное и преходящее… Всё это – «Васса»!

Талантливо играют не только актёры, но и вещи: натужно скрипит вольтеровское кресло с высокой спинкой, громко тикают и отбивают время часы, шуршат бумаги…

Аркадий Константинов, Сергей Федотов, театр У Моста

Я с Сергеем Федотовым

С Федотовым я сразу нашёл общий язык. Нас объединяет стремление наполнять сценическое пространство подлинными артефактами и духом изображаемых эпох. Сергей Павлович, может быть даже слишком восторженно, воспринял мою идею поставить на службу театру мои коллекции, создать своего рода антикварно-театральный фонд. Я — рад стараться – наращиваю и наращиваю интерьерику и аксессуарику. Какой купеческий дом без самовара? У меня есть – вместительный, солидно-импозантный, под стать хозяйке. Ставя на письменный стол пишущую машинку «Ундервуд» и телефон, исхожу из факта: таковые фигурируют в описи вещей скончавшейся в 1916 году Кашиной. Уместен и старинный бинокль – «Капитаниха» как никак… В последующих постановках появятся «вариации на тему». К примеру, кованые сундуки; на стене — штурвал или спасательный круг (согласитесь – выразительный символ). Фуражка Захара Железнова (сам он на сцене вообще не появляется). Хочу разместить в фойе выставку под таким же, как у этой статьи названием.

Осваивая новые для себя амплуа консультанта и театральногокритика, я со всей ответственностью воспринял поручение худрука прочесть артистам историко-биографические лекции, провести разбор выступлений, оценить работу первого и второго составов. Убедился: толк был, включая новые штрихи в очередной постановке – на гастролях в питерском театре «На Васильевском острове».

Аркадий Константинов, пермский театр У Моста

Впереди работа над другими спектаклями. Уже представляю, какими должен быть интерьер «Зойкиной квартиры» Булгакова, костюмы китайцев в ней. Готовлю флотский антураж для «Юноны и Авось», советско-мещанский для «Энергичных людей». С энтузиазмом воспринял предложение сыграть эпизодическую роль в горьковском «На дне».

Мечтаю сподвигнуть Федотова на постановку «Чайной» Лао Шэ и «Оптимистической трагедии» Вишневского.

Чем только мне не приходилось заниматься – вплоть до военкора в «горячих точках». Кто знает, может это очередной резкий поворот в моей необычно складывающейся жизни?

Итак, третий звонок и мне пора: в зал, за кулисы, на сцену…

Сундук-сейф