Меня неоднократно спрашивали, правда ли, что каждый гражданин КНР имеет право на то, чтобы полностью за счёт государства совершить зарубежное путешествие?
Нет. Но не спешите делать выводы.
Там очень стимулируется внутренний туризм. Самому доводилось видеть. Прикатит, скажем, в историко-культурный заповедник с десяток автобусов. Хлынет из них толпа простецкого вида мужичков-тётушек. Значит, работникам крупного предприятия бесплатную экскурсию по «маршруту выходного дня» организовали.
Школьников возят (опять-таки бесплатно) ещё чаще.
По «Красной линии» — то есть местам революционной и боевой славы тем более — даром. Особый колорит придаёт возможность совершить поход, облачившись в гимнастерки бойцов Китайской красной армии периода народно-освободительных войн против японских захватчиков и чанкайшистов. Привалы, костры, солдатские песни, «атака» с кличем «Вансей!»… То же самое — речные круизы – в качестве премии или за 10% от стоимости путёвки (скидку обеспечивает профсоюз). Вот он – социализм в действии! Россияне старшего поколения вспомнят – и у нас такое было. Было, да сплыло!
Напомню и о эсэсэсэровском бюро туризма «Спутник». Через которое даже студент мог в «загранку» съездить. Пусть даже с политико-идеологическими ограничениями. У них, по линии Комсомола, других молодёжных организаций, студенчество год от года всё больше по миру разъезжает. Вон, в Аньхойском университете, где я сейчас работаю, то и дело обмен «ознакомительными группами» по самой широчайшей «географии». На каникулах – самое время.
Взять мою совсем молоденькую коллегу по университету Сюй Цзе. Москву, Санкт-Петербург, Сибирь объехала, в Англии побывала, на очереди Япония. Сама. Без папиной-маминой помощи (они у неё простые пенсионеры).
Аналогично для других категорий населения.
Эффективно действует принятая и продвигаемая по инициативе правительства КНР межгосударственная программа «Welcome Chinese». Подчёркивается, что таковая «гарантирует комфорт в путешествиях для китайских туристов».
Ещё один способствующий доступности путешествий граждан Поднебесной фактор — хуацяо. То есть многочисленные сплочённые и финансово крепкие китайские диаспоры. От Пиренеев до Скандинавии я наблюдал примерно схожую картину: «братья-хуацяо» соотечественников встречают, размещают, обеспечивают безопасность,показывают достопримечательности, отоваривают в своих магазинах… То есть, они и частичные спонсоры, и прибыль – им.
Бросается в глаза распространённость среди китайцев именно группового, а не индивидуального туризма. Опять-таки, как некогда у нас. В Копенгагене невольно стал свидетелем инцидента: обокрали кого-то из китайцев. Женщины тут же скучковались. С ними остались двое мужчин. Остальные бросились догонять злоумышленников. Схватили. Отобрали украденное. Повели ли в полицию или просто затрещинами ограничились — не видел.
Мне — увлечённому коллекционеру бросается в глаза и то, с какой методичностью китайские туристы прочёсывают европейские «блошки». Причём, скупают отнюдь не элитный антиквариат, а скорее сувенирию типа значков.
А как они едят там, где «всё включено» или хотя бы с breakfast’ом! Во второразрядном отеле Стокгольма наша команда из трёх русаков с китайской троицей как-то посоревновалась, у кого аппетит лучше. Косимся с улыбкой на «поднебесников»; они – на нас. Нагребаем и жуём … Победила дружба! Я тогда так объелся, что с трудом по шведской столице бродил.
Вышеуказанное подтверждает: не элита китайского общества разъезжает, простые «работяги». То и радует.
Китайские турпотоки одни из самых весомых и желанных в мире. За них борются. Германия, Франция, Испания, к примеру, вообще «зелёную улицу» им открыли; упростили визовый режим. Когда США против КНР санкции ввели, те тут же компенсировали очередными послаблениями.
Результат налицо! Всемирная туристическая организация (UNWTO) регулярно публикует рейтинг денежных сумм, которые совокупно тратят туристы разных стран. Так вот, лидируют китайцы! За ними – американцы. Третье-четвёртое места попеременно занимают то англичане, то немцы. На пятом – французы.
Сейчас китайцев-загрантуристов свыше 130 миллионов, в следующем году предполагается, будет около 200 миллионов. Впечатляет!
Насколько весомы китайцы на туррынке России? Количественно – очень! Счёт идёт на многие миллионы человек. Качественно ― увы! Ведь они и здесь преимущественно пользуются услугами китайской диаспоры, что резко снижает прибыль от них. В одном только Питере в прошлом году их «таинственно растворилось» аж миллион. Свои маршруты с гидами, свои магазины, рестораны, гостиницы. Русские сувениры (как, впрочем, и английские, французские…) на память? Есть – «Made in China», хоть зачастую без этикеток. Помню, в Калининграде подивился: «балтийский янтарь» и тот им из Китая привезён. Настоящий? Имитация? Поди пойми.
Вдобавок учтите: китайские тургруппы прибывают к нам в безвизовом режиме. Попробуй, отследи и взыщи.
Показателен выбор китайскими туристами в РФ наиболее интересных на их взгляд объектов.
Сперва «Красная линия». Пример, кстати, показал Си Цзиньпин, побывав у Мавзолея Ленина и на крейсере «Аврора». Вот, полюбуйтесь, и «Синьхуа», и наши СМИ запечатлели лидеров двух стран у того самого авроровского орудия, выстрел которого послужил сигналом к штурму Зимнего.
Популярен музейный комплекс в Ульяновске. Свыше 60% отдающих предпочтение «красному туризму» — люди старше 40. Но нарастает и число проявляющих интерес к такому виду отдыха среди молодёжи (особенно комсомольцев).
Затем историко-культурная архитектурно-музейная «классика».
На третьем месте эколого-ландшафтный туризм. Даёшь, Байкал!
Началась «раскрутка» туров по «Великому чайному пути». Представляете: через Монголию, Сибирь, Урал, Поволжье… Даже пару дней с караваном верблюдов, останавливаясь на ночёвки у костров…
Конечный пункт – Москва.
Кстати, мы под руководством профессора Ши Хуншена разрабатываем материалы для организаторов и гидов, издаём журнал «Великий чайный путь».
P.S. Отвечаю на вопрос читателя Vitaly:
Бюро международного молодежного туризма «Спутник» создано по инициативе руководства комсомола в 1958 г.
Цель ставилась — расширение связей нашей молодежи с зарубежной. «Спутник» заключил договоры о туробмене с представителями аналогичных фирм Польши, Венгрии, Германии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии и Финляндии. У нас построили около трёх десятков специализированных гостиниц — в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик, в других интересных для иностранцев городах (в т.ч., на побережье Черного и Балтийского морей). Плюс места в лагерях и пансионатах. А за рубежом, для удешевления визитов, ориентировались на студенческие кампусы.
Подбор участников загранпоездок был возложен на комитеты ВЛКСМ. Руководителями групп утверждались ответственные комсомольские работники. Конечно, в первую очередь путёвки доставались активистам, победителям соцсоревнования, бойцам стройотрядов. Полагалось, чтобы не менее 40% туристов было из числа рабочей и сельской молодёжи. Перед выездом проводилась учеба группы, где туристов знакомили с историей, политической и социально-экономической обстановкой той страны, куда они выезжали. Инструктировали о том, как вести себя.
Существовало негласное условие: первая поездка должна быть в соцстрану и лишь затем – в Югославию и капиталистические страны. Среди капстран наибольшие доступной была Финляндия.
Вспоминается, что в 1989 г. 26 студентов Пермского университета, где я учился, бесплатно объездили Болгарию. Я хотел, но не попал, а вот моему однокурснику Толе Шишалову повезло.
Развивался по линии «Спутника» и внутренний туризм. Так, крупнейшим проектом стал «Моя Родина – СССР» — по местам революционной, боевой и трудовой славы. В нее были опять-таки бесплатно вовлечены сотни тысяч школьников, студентов, учащихся профтехучилищ, работающая молодежь. Я, к примеру, побывал в Закавказье. Потому я и привожу сравнение с китайским «красным туризмом».
Мощным стимулом развития молодежного туризма в 80-е годы стали ХХII летние Олимпийские игры в Москве. Они дали старт массовым спортивным соревнованиям на туристических маршрутах «Спутника». Туристко-экскурсионная часть программы на Олимпиаде-80 предусматривала посещение выставок, музеев, экскурсии по Москве, поездки в другие города.
«Спутник» существует поныне, но мало чем выделяясь среди коммерческих турфирм.
Ещё бОльшие возможности для туризма имели профсоюзы. Путёвки за 30%, 10%, а то и бесплатные были доступны практически всем. От «маршрутов выходного дня» до загрантуров. Так многожды ездил за рубеж мой друг Николай Буфетов (Польша, ГДР, Индия, Вьетнам). И еще многие.
09.07.2019 at 01:54
Напомню и о эсэсэсэровском бюро туризма «Спутник». Через которое даже студент мог в «загранку» съездить. Пусть даже с политико-идеологическими ограничениями
—————
Не мог бы уважаемый автор разъяснить этот фрагмент? Как советский человек через «Спутник» мог съездить в заграницу?
14.07.2019 at 14:22
Vitaly, мой ответ читайте в PS к статье