Для подавляющего большинства посещение Турции ассоциируется с отдыхом, развлечениями, шопингом… Я же (в который раз) приехал сюда не туристом, а журналистом, музееведом, исследователем. Это стало возможным благодаря здешним коллегам-историкам. Таким, как Ахмет Шахин (кстати, «шахин» означает «сокол»).
Пребывание в столичной Анкаре оказалось чисто формальным. Меня ждали древности Каппадокии и главная из них — Деринкую.
Подземных городов здесь насчитывается свыше полусотни, но этот самый известный, сохранившийся в почти первозданном виде. Название его переводится как «Тёмный (вариант: «глубокий») колодец».
Начиналось всё – судя по рассказам Шахина — прозаически. Шестьдесят лет тому назад местный житель – «дедушка Мурат» решил расширить подвал. Рубил-рубил податливую породу и вдруг кайло провалилось в тёмную пустоту. Озадаченный крестьянин, осветивши пролом, в страхе отпрянул. Ещё бы, в луче фонарика показались ряды лежащих скелетов.
Пронёсся слух о несметных сокровищах. Чтобы сдержать толпы любопытствующих, жандармерия выставила оцепление.
С тех пор ведутся археологические раскопки, участником которых, будучи ещё студентом-историком, стал и Шахин.
На чём основаны датировки? На результатах радиоуглеродного анализа найденных в подземельях останков, виноградных косточек, зёрен злаковых.
Кто знает, сколько всего уровней. Пока исследовано восемь (общей площадью около четырёх километров и глубиной до 60 метров).
Итак, спускаемся. Обсуждаем увиденное, соотносим с выдвигаемыми концепциями. Мифологемы об инопланетянах и карликах, разумеется, отвергаем сходу.
По мнению историков, начало городу, около двух тысяч лет до нашей эры, положили хетты. Судя по источникам, выглядевшие так
Хеттский язык родствен славянским. Между народами имеется культурно-духовное сходство, языковые созвучия. Открытие явилось научной сенсацией.
Принявшие христианство их потомки(?) на рубеже Древности и Средневековья, расширили и усовершенствовали начатое. Тем самым обретя надёжное убежище от гонений за веру со стороны Римской империи, от нашествий кочевников.
Пробираемся к крестообразному помещению со сводчатым потолком и явно алтарным возвышением. Ну, конечно же, церковь! Другое — подобное – тоже имело культовое назначение. Какое?
— Обратите внимание на своды и углубление по центру – комментирует Шахин – в нём помещался стол, а по бокам – сидения. Скорее всего, это богословская школа.
Подумалось, может просто монашеская трапезная. Впрочем, коллеге, специализировавшемуся на истории религий, видней.
Долгое время местность процветала. Через неё проходили оживлённые торговые пути. Собирались обильные урожаи. Мастера славились своими изделиями. На пике развития в Деринкую могли проживать 30-40 тысяч человек.
Была создана совершенная для своего времени система жизнеобеспечения. Включая 52 вентиляционно-калориферных штрека (даже на нижних уровнях дышится свободно). По ним на глубину до 85 метров же уходили воды, сливавшаяся с грунтовыми. Штреки, кроме всего прочего, ещё и «телефоны». Голосом и/или условленными ударами палкой по доске информация передавалась хоть отдельным «абонентам», хоть для общего сведения. Акустика изумительная! Переговариваясь вполголоса, мы отлично слышим друг друга за несколько десятков метров.
Возле одного колодца Шахин вынимает монету:
— Бросаю; считайте секунды.
Отчётливый стук аж на седьмой!
Регулировалась температура (среднегодовая на уровне +15°, а, значит, ни жары, ни холода).
Помещения города хорошо освещались за счёт световых колодцев и плошек с льняным маслом, которое при горении почти не выделяет дыма. Последнее служило и топливом для приготовления пищи.
Запасы пищи хранились в кладовых – проветриваемых, с пониженной температурой. Только представьте: с перекладин свисают пласты копчёного мяса, вяленая рыба, на полках – сыры, в пол заглублены амфоры с маслом, мёдом, вином, рядом корзины с зерном и сухофруктами…
На верхних этажах располагались молельни, места сбора обитателей, пекарни, кухни, трапезные, жилые помещения, стойла для скота, винодельни, винные погреба, казарма охранников. На третьем и четвертом — оружейные склады, мастерские. Обломки наковален, плавильных тиглей, формочек – тому подтверждение. Отмечу: хетты – пионеры в обработке металлов – меди, бронзы, железа.
Стоки, в том числе, от уборных, уходили в канализацию. Имелся даже своего рода пункт управления.
Что касается дважды упомянутых скелетов. Морг – полагает Шахин. Покойников забальзамировав, укладывали в скальные ниши. Клинопись сохранила для нас хеттское завещание: «Обними меня. Когда я умру, обиходь моё тело. Не предавай его земле».
Представить описанное позволяет схематическая реконструкция.
Чем не «реалити-прообраз» сказки А.Волкова о семи подземных королях? Я, однако, полагаю и Шахин со мной полностью согласен, что «деринкуйцы» жили в окрестных селениях, скрываясь под землёй лишь при нападениях. Подтверждение тому — многие сотни потайных выходов на поверхность (иные, наверняка, прямо к укромным местам вблизи хижин).
Обитатели Деринкую максимально позаботились о том, чтобы защититься от проникновения чужаков. Далеко за его пределы выставлялись посты наблюдения. При малейшей опасности ходы маскировались, заслонялись точно входящими в пазы массивными каменными дверями, сдвинуть которые, посредством рычагов или поворотных механизмов можно было только изнутри. На фото одна такая – круглой формы. Прикидываю вес: килограмм семьсот!
Если нападавшим каким-то образом удалось бы проникнуть внутрь, срабатывали механизмы блокировки. Затем блуждания по бесконечно разветвляющимся лабиринтам, ловушки типа колодца с заострёнными кольями или обрушивающихся сверху камней, удары копий из специально оставленных отверстий.
Вспомните: в Великую Отечественную войну куда как меньшие одесские катакомбы служили надёжными базами партизан.
Создать почти вручную целый город стало возможным благодаря свойствам туфа. Туфовые пласты довольно легко поддаются обработке, некоторое время спустя под воздействием воздуха затвердевают. Вынутые обломки и крошево повозками по дощаным рельсам доставляли в низину (где образовался огромный террикон).
В VIII века нашей эры произошло нечто загадочное, побудившее жителей покинуть город. Последовали века забвения…
Ныне для осмотра доступна лишь малая часть. В целях безопасности закрыты все лишние и малоисследованные туннели и ответвления. Посетители, как правило, прибывают группами, в сопровождении гидов. Колодцы, провалы, ловушки затянуты решётками. Кругом подсветка и указатели.
Деринкую находится в одноименном селении, расположенном на высокогорном плато (1355 метров над уровнем моря) в 26 километрах к югу от Невшехира (тоже под завязку наполненном историческими достопримечательностями).
Музейный комплекс открыт ежедневно с 8.00 до17.00 часов. Добраться можно обычным рейсовым автобусом.
Напоследок несколько рекомендаций. Не берите с собой поклажи. Камера хранения отсутствует, бродить по узким туннелям с рюкзаком трудно. Под землей холодновато, стены кое-где покрыты плесенью, крошатся. Поэтому наденьте ветровку, под неё — джемпер. Фонарик поможет лучше разглядеть слабоосвещённые ниши.
Приезжайте набираться незабываемо-ярких впечатлений!
В 2003 году турки сняли документальный фильм «Хетты». Пусть несколько тенденциозный, зато позволяющий зримо представить себе далёкое прошлое.
Добавить комментарий