О нём и о ней «все знают» в многократно перетолкованных  пересказах резонансного древнегреческого мифа.

Устное сказание отразилось в произведениях античных авторов – Гесиода, Софокла, Апполлодора, Никофона Афинского и других. Всяк излагал по своему, диаметрально расходясь в описаниях некоторых существенных деталей.

Противоречиво трактуется уже само имя. Пандо́ра – с древнегреческого Πανδώρα — «всем одарённая», или «всё дающая».

Она первая женщина на Земле. Слеплена по повелению Зевса из глины богом-кузнецом Гефестом. Олимпийские боги наделили своё творение каждый по-своему. Так, Афродита — красотой, Гермес — сладкоречием и хитростью, Афина – нарядами и косметикой.

Пандора,ящик,ларец,Джон Уильям Уотерхаус

Джон Уильям Уотерхаус «Пандора» (1896)

Затем Пандору отправляют мужчинам. Как радость жизни? Отнюдь! В отместку за то, что те стали пользоваться похищенным для них Прометеем огнём. Майтесь, мол, с ней!

Впрочем, Пандора и сама не ведала, какая разрушительная миссия ей предстоит. Руководители разведслужб называют подобное использованием агента втёмную.

Женщина, соблазнив младшего брата Прометея Эпиметея, становится его женой. От мужа она узнаёт: в доме есть полученный им от Зевса то ли сосуд (πίθος), то ли большой ларец.

На дошедших до нас изображениях спорный предмет вообще разрастается до сундука. Ящик же – это в весьма вольном русском переводе начала XIX в.

По другой версии сей предмет был получен самой Пандорой от Зевса.

При этом глава богов напутствует (то ли её, то ли незадачливого супруга): ни в коем случае оный не открывать. Ну, чистой воды провокация!

Снедаемая любопытством, Пандора, конечно же поступает с точностью до наоборот. Открыла! Р-р-аз, и по всему свету разнеслись все мыслимые несчастья, а под самозахлопнувшейся крышкой остались надежды (обрести которые, во-первых, трудно, почти невозможно, а во-вторых некоторые из таковых – лишь иллюзии).

Глубокий философский смысл, на мой взгляд, ещё и в следующем. Делая что либо, принимая какие либо «судьбоносные» решения, надо всегда помнить о возможности наступления момента необратимости – этакой точки невозврата.

Налицо параллели с более поздними сюжетами. К примеру, о создании Евы-искусительницы, искушении её самой «змием»… Нечто подобное – в сказке о Синей бороде (вот тебе, милая жёнушка, все ключи, но такую-то дверь не открывай).