Поначалу в домашнем обиходе и багажных принадлежностях японцев преобладали дансу – сундуки ручной работы, обитые железом. Чаще всего на них шла древесина суги (криптомерии), кури (каштана), хиноки (кипариса) и эдзо мацу (сосны).
Различают сундуки для одежды (исё-дансу), книг (сё-дансу), посуды и столовых принадлежностей (мидзуя-дансу), лекарств (кусури-дансу), мечей (катана-дансу), документов (тёбо-дансу) и др. Некоторые дансу, великолепно декорированные, зажиточные японцы ставили в помещениях для приема гостей.
Распространение же чемоданов началось в Японии (волей-неволей раскрывавшейся перед Западом и стремящейся догнать его) с 1860-х гг. Связано это в основном с деятельностью торгового дома «Мицукоси» (Mitsukoshi). Один из крупнейших и старейших в Японии, он сперва специализировался на продаже кимоно. Закупленные несколько европейских и американских чемоданов были продемонстрированы владельцам кустарных мастерских и послужили им образцами при выполнении заказов. Внешне вполне «западные», первые японские чемоданы оказались неуклюжи, увесисты, маловместительны. Виной тому толстые тяжёлые доски каркасов, обивка конской кожей, бронзовая фурнитура. Впоследствии, когда мастера накопили опыта, недостатки были устранены.
«Мицукоси» существует поныне (三越, Ginza, Chuo-ku, Tokyo 104-8212). Его главный торговый центр занимает величественное здание с бронзовыми львами у входа в стиле ренессанс, построенное в 1914 г. Кроме того, имеются филиалы в Саппоро, Нагое, ещё ряде других городов Японии, а также за рубежом: в Китае, Корее, Великобритании, Германии, США.
Кстати, на рубеже XIX-XX вв. «Мицукоси» — через оформление торговых павильонов, рекламу, дизайн товаров, организацию художественных выставок, активно продвигал в стране не только ренессанс, но и модерн.
В коллекции автора имеется чемодан с вышеописанными признаками, относящийся к последней четверти XIX в. Длина 74 см, ширина 40 см., высота 22 см. Изготовлен из жёсткой коричневой конской кожи. Ручка усилена деревянной вставкой. Крепления – прошивкой и латунными заклёпками. Бронзовые замки, петли, шарниры заклёпки и другая фурнитура. Внутри обтянут парусиной; на внутренней стороне крышки — парусиновый же клапан, застёгивающийся на кнопки. На задней боковой стенке в фигурной врезке – этикетка из красного шёлка с надписью в виньетке с растительным орнаментом стиля модерн: «Mitsukoshi Gofukuten. Tokyo. Japan».
Вместе с другим – более новым японским чемоданом – этот был приобретён мною в антикварном салоне В. М. Юмшанова при Пермской Академии живописи и ваяния осенью 2012 г.
Судя по полученной там информации, чемодан мог принадлежать кому-либо из побывавших в Японии наших земляков. К примеру, ботанику и путешественнику Павлу Васильевичу Сюзёву. Его записки «Япония теперь» и «Из путешествия по Японии» повествуют о мастерстве и трудолюбии японцев, чудесной японской природе, синтоистских храмах, театре Кабуки и многом другом…
Источники:
- mitsukoshi.co.jp;
- Информация, полученная автором от японской исследовательницы в сфере культурологии Мегуми Фурудате (М.Furudate): «Mitsukoshi was founded in 1673 with the shop name Echigoya (越後屋), selling kimonos. Ten years later in 1683, Echigoya took a new approach to marketing. Instead of selling by going door-to-door, they set up a store where buyers could purchase goods on the spot with cash».
Добавить комментарий