В Поднебесной велосипед и поныне самый распространенный вид транспорта, несмотря на быстрый рост благосостояния населения. КНР – мировой лидер по объему использования этого средства передвижения.
Вдобавок велосипедированы мелкая торговля, сервисные услуги.
Сравнительно недавно по всему Китаю начался велопрокатный бум. Параллельно раскрутили рекламу: мол, экономия, экология, здоровый образ жизни и всё такое…
Как это действует?
Берёте первый попавшийся на глаза велосипед. Сканируете qr-code. С мелодичным звуком открывается блокиратор. Доезжаете куда вам надо. Ставите. Блокируете (с этого момента перестаёт взиматься плата). Удобно! Недорого! Плюс всякого рода бонусы и рекламные заманиловки (хотя и разводов на деньги хватает – мне об этом с возмущением друзья рассказывали).
Увы! Слишком хорошо – это уже плохо.
Множество специализированных компаний заполонили улицы миллионами (!) ярко окрашенных велосипедов.
Вскоре предложение резко превысило спрос. Местами на улицах, дорожках, газонах возникли настоящие заторы. А уж если велосипед сломан – тут ему и ржаветь, зарастать зеленью. Вероятно, конкуренты один другому втихушку гадят. Свой вклад, несомненно, внесли и вандалы. Свидетельство тому – то тут, то там искорёженные, заброшенные в кусты, развешенные по заборам велосипеды. Я такие сперва фотографировал – всё ж таки экзотика. Убедившись, что их хоть пруд пруди, перестал. Кстати, насчёт прудов – не метафора. Сам видел: торчат из воды железные утопленнички.
На окраинах городов, в том числе, Хэфэя, где я живу, высятся целые вело-пирамиды. Между прочим, по расцветкам и моделям рассортированы, являют собой чуть ли не художественные инсталляции. Наши музейщики, увидь некоторые из них, сдохли бы от зависти.
Казалось бы, да хрен с ними: в переплавку или по деревням раздать ― крестьянам пригодятся. Или в Россию – по демпинговым ценам! Нам не стать-привыкать к б/у-шному.
Но что-то мешает.
Вот вам парадокс: ни деревяшки кругом, ни бумажки, ни жестянки. Всё старательно собрано, к делу пристроено или в утильсырьё сдано. Велосипеды же — словно исключение из правил.
Ну, а сам я? На работу и с работы предпочитаю ходить. Так физическая нагрузка больше получается, чем когда то же расстояние, оседлав велосипед, покрываешь. В городе, случается, беру оный.
Есть, правда, ещё «электропеды», однако подороже; посему я, испробовав его на ходу, тем и ограничился.
По месту же жительства – в университетском городке ― мне на халяву перепал крутой спортивно-тренировочный байк. Шины у него не надувные, а литые. Когда вращаешь педали, крутятся колёса и наоборот;то ли изначально так предусмотрено, то ли сломано что-то. Разбираться не стал. Ведь мне это только на руку. Вернее, на ноги – основной «кач». Благодаря этому, у меня целый спортивно-оздоровительный комплекс сложился: сперва на тренажёрах позанимаюсь, затем — круг за кругом – импровизированный трек мерю.
От кого достался? Да кто-то из иностранных коллег-преподавателей, уезжая, с собой брать не стал. Это от соседейузнал. Вот и ладно: я на велике погоняв, его на прежнее место ставлю; покину страну, он кому-то другому пользу принесет.
P.S.: Уж написал, что что-то мешает рационально распорядиться бесхозным вело-имуществом. Переписывать не буду. Но вот иду воскресным днём по университетскому городку – смотрю: сгребают и штабелюют. Аж два грузовика! У нас-то, вдобавок к прокатным, накопилось ещё и тех великов, которые остались от выпускников прошлых лет. Зря только паркинги у общаг занимали. И вот ректорат, по согласованию с парткомом, принял кардинальное решение: и территорию расчистить, и крестьянам одного из загородных селений помочь. Правильно!
Накануне празднования 70-летия КНР улицы Пекина расчистили от беcхозно-велосипедных завалов. В других городах — тоже. Но всё равно их много валяться осталось. Приезжайте, забирайте, катайтесь…
Добавить комментарий