Не буду преувеличивать, годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в КНР отмечают далеко не всегда. На высшем уровне чествовался 100-летний юбилей. В том числе тогда провели международную научную конференцию, в которой и мне довелось поучаствовать.
Но уже то радует, что здесь относятся к Октябрю как к одному из решающих условий победы китайской революции, помнят слова Мао Цзэдуна о донёсшихся до Поднебесной раскатах выстрела «Авроры». Случайно ли легендарный крейсер стремятся посетить и рядовые китайские туристы и партийно-государственный лидер Си Цзиньпин?
А вот не нуждающиеся в комментариях гордые и горькие слова выдающегося современного китайского писателя Ван Мэна: «В моей молодости были четыре слова — революция, любовь, литература, и Советский Союз… Для меня, молодость равняется революции, означает любовь, связана с литературой, и, в конце концов, она и есть Советский Союз». Это из его книги «Памяти Советского Союза» («苏联祭»; оригинальное значение иероглифа «祭» — «почтить память»).
Ему вторит молодёжь. В том числе та, которая училась или сейчас учится на постсоветском пространстве, неплохо знает русский язык, нашу историю и культуру. Современная действительность многих побуждает делать выводы не в пользу капитализма и путинизма. Иногда даже совсем левые. Что ж, «детская болезнь левизны в коммунизме» излечима. Главное – идеалы у юношей и девушек светлые. Подавляющему большинству Павка Корчагин примером служит.
Горжусь товариществом с такими, как моя младшая коллега – вузовский преподаватель и аспирант Юань Яо. Она пишет: «Моя юность и молодость тесно связаны с советской культурой и историей. И наконец, мое сердце в 2017 году привело меня в Ленинград, где произошла Великая Октябрьская революция, которая изменила весь мир. Когда я стояла у того самого авроровского орудия, мои глаза полнились горячими слезами… Знаю: всё не так просто. Но всё-таки надо верить, что освобождение человечества неизбежно, поэтому надо учиться, трудиться и бороться».
Посмотрите на неё. Вроде ничего в ней героического нет. А между тем, Юань Яо – активнейшая пропагандистка, слово которой отзывается по Интернету десятками тысяч откликов.
Что ж, уроки для себя китайские товарищи извлекли правильные; в том числе, о необходимости отметать сказочки о мирном переходе к социализму, беспощадном подавлении контры.
В шанхайском книжном магазине, среди подарочных изданий наткнулся я на увесистый, богато иллюстрированный фолиант «Ветер Октября». Есть там и фото китайских добровольцев-интернационалистов, сражавшихся в рядах Красной армии.
Кстати, в декабре 1918 года, когда белые захватили Прикамье, две с половиной сотни пленных китайцев были ими живьём спущены под лёд Сылвы. При Советской власти установили на берегу реки скромный обелиск. По памятным датам цветы к нему возлагали, вёснами в пионеры там принимали. В 2000-е на том месте возник элитный посёлок «Троицкие поляны». Новые «хозяева жизни» памятник снесли и начали возводить эллинг для своих яхт. Выезжал я тогда и не раз по заданию редакции газеты «Звезда», где был военкором. Статья за статьёй… Обращения к местным властям, прокуратуру,ведомство, призванное охранять памятники истории и культуры… Письмо в посольство КНР… Проняло, наконец. Восстановили обелиск.
Так значит, всё это не только история. С праздником, товарищи!
© А.А.Константинов
05.11.2019 at 14:34
«Культурная революция» развернулась 50 лет назад. Для большинства, кто жил в то время, это стало травмой на всю жизнь. Лишь для коллекционеров это время общественной трансформации остается неиссякаемым источником радости. Об этом знают и торговцы в Пекине, которые продают старые плакаты и журналы времен «культурной революции» коллекционерам и западным туристам.
09.11.2019 at 13:27
Николай, о той революции, которую вы упомянули, читайте по ссылке: «Бунт – дело правое!» — кричали леваки (о Великой культурной революции)