Англичане, едва познакомившись с чаем, весьма полюбили его. Но вот проблема: везти таковой приходилось из далёкого Китая. На путь туда и обратно иногда уходило чуть ли не до двух лет. Суда были мало приспособлены и за время пути нежный груз зачастую отсыревал, плесневел, пропитывался трюмной вонью. Вездесущие крысы изгрызали и загаживали своими испражнениями вьюки.
Принципиально новый, приспособленный к чаедоставке вид судна изобрели в США.
Кли́пер (от англ. clipper) — судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса.
1849 год. В Гонконг за грузом чая выходит первый клипер — американский «Ориентал». Обратный рейс в США занял всего 81 день. Следующий — 80. После этого английские купцы зафрахтовали «Ориентал» для перевозки чая в Лондон. Но схитрили: скопировали один к одному и запустили в серию свои — «Кризелайт», «Челленджер», «Сторнэуэй» и др. Чаеторговцы, будучи весьма заинтересованы появлением чая нового урожая на рынке, устанавливали большие премии. Возникла жёсткая конкуренция, проявившаяся в чайных гонках. Как-то из портов Поднебесной почти одновременно вышло 11 клиперов. В другой раз — 16. Даже далёкими от морских профессий людьми, словно на ипподроме, заключались массово-ажиотажные пари. Пресса и телеграф ретранслировали сенсации.
Наибольшую известность получил клипер «Катти Сарк». Хоть он не был чемпионом, зато сохранился поныне и я имел счастье побывать на нём.
Увы, век парусных клиперов оказался недолгим. Их сменили пароходы, которым не грозил штиль. Когда открыли Суэцкий канал, путь для них стал существенно короче. Как изменилась тогдашняя оптовая чайная упаковка? Чай стали помещать в стандартные деревянные ящики, иногда в несколько слоёв оплетенные камышом. Лучшие сорта чая перевозили в оловянных и свинцовых ёмкостях. А вот в Россию чай попадал сухим путем. Однако это уже другая история.
Колоритное описание нравов чайных гонок оставил один из моих кумиров-моряков Дмитрий Лухманов.
«Гонка под парусами на дистанцию в четырнадцать с лишним тысяч миль между большими трехмачтовыми кораблями, гонка, продолжавшаяся без передышки, при всяких условиях погоды, в течение трех месяцев — дело нешуточное. Она требует и глубочайшего знания всех отраслей морского дела, и тонкого знания своего судна, и неусыпного внимания и бдения, и искусства разжигать и поддерживать энтузиазм команды, и железного здоровья и нервов».
Более подробно изучить тему поможет вам обращение к следующим источникам и литературе.
- Богданов Е.Ф. Чайный клипер. – Архангельск: 1980.
- Кэмпбелл Дж. Чайные клипера. – Л.: 1985.
- Лухманов Д.А. Жизнь моряка – Л.: 1985.
- У Шаохуэй История чая (любое издание).
- https://www.tea-terra.ru/2015/11/11/23876/
Добавить комментарий