…Встреча с ним на тегеранской улице была мимолётной, но знаковой. Раамджаз – ассистент режиссёра-постановщика одной из небольших кинофирм авангардистского направления. Хорошо знаком и с операторской работой. Молод. Это борода придаёт ему солидности.

Разговорились, а потом и всерьёз законтачили. Интерес не случаен – я часто участвую – в качестве консультанта, специалиста по реквизиту и костюмерии, актёра второго-третьего плана – в съёмочных проектах (фильм «Она танцует», ТВ сериал «Отчий берег» и др.).

Иранский кинематограф у нас малоизвестен, а между тем, он весьма колоритен, одухотворённо-чувственен, я бы даже сказал, задушевен. Из-за религиозных и политических ограничений  — очень метафоричен. В нём минимум компьютерной графики и спецэффектов.

Пожалуй, самый крупный из иранских мастеров – Аббас

Киаростами. Лауреат ряда престижнейших международных кинфестивалей, живой классик. Его фильмы, в том числе, дублированные, можно найти через Интернет.

Из исторических детективов меня особенно впечатлило «Возвращение» режиссёра Али Гаффари (2016). Не шедевр, конечно, но в нём затронута тема платежей, которые должны были быть выплачены Ирану США и СССР за участие во Второй мировой войне. Заснеженная Москва 1953 года. Кремль. Хранилище Госбанка СССР. Банкет по случаю достижения договорённости о передаче 11,5 тонн золота. Тосты, песни, пляски… На нём пьяный гебист полковник Станов задаёт иранским коллегам риторический вопрос: «А что с вами сделают, если вы груз не довезёте? Небось, расстреляют?» — якобы в шутку. Корабль «Ленин» через Каспий переправивший драгоценный груз в Иран. Перегрузка в поезд. В горах, при выезде из тоннеля, засада. Охрану расстреливают в упор из пулемётов, вагоны отцепляют и угоняют. Опа на! В ящиках вместо драгоценного металла камни! Лишь под самый конец выясняется: главную роль в кровавой мистификации сыграли двое участников той секретной миссии – офицер и его переводчица. В общем, лихо закручено!

Куда сильней «История любви» (2018) о временах

войны между Ираном и Ираком. Оклеенные крест-накрест окна. Школьники, скандирующие: «Смерть Саддаму! Смерть Америке! Смерть СССР! Смерть Израилю!». Длиннющие очереди за продуктами. Улицы, перегороженные мешками с песком. Железные печки-«буржуйки». Укоры в отсутствии религиозного рвения. Сирены воздушной тревоги. Бомбоубежища. Там дети играют, учат уроки, там девочка растолковывает мальчику, как вычислить площадь равнобедренного прямоугольника. А он смотрит ей в глаза и млеет от счастья. Пишет ей письмо. А оно попадает в руки учителя… При очередной бомбёжке бомбоубежище рушится…

Из недавних упомяну обладательницу Гран-При Каннского кинофестиваля захватывающую психологическую драму «Герой» двукратного лауреата премии «Оскар» Асгара Фархади.

Ещё менее известен у нас иранский театр. К сожалению, за время пребывания в Иране я не посмотрел ни одной пьесы. А хотелось бы. Ведь годы и годы сотрудничаю с пермскими театрами, особенно «У моста» Сошлюсь на свидетельства коллег. Среди иностранных драматургов пальма первенства принадлежит Шекспиру; затем идут Чехов и Достоевский.

Взять хотя бы «Макбет-э Зар» выдающегося драматурга и режиссера Ибрагима Пошткухи. Шекспировская трагедия сквозь призму местных быта, нравов и традиций.

А вот заговоривший на фарси чеховский «Дядя Ваня»:

«Тварь дрожащая» и «Карамазовщина» на фарси