Анна Каренина,Пермский Театр-Театр

Афиша спектакля «Анна Каренина» Пермского Театра-Театра. 2012 г.

В 2012 г. в Пермском Театре-Театре состоялась премьера спектакля по роману Льва Толстого «Анна Каренина» в режиссуре Владимира Золотаря. Хотя к теме сайта моя тогдашняя рецензия на неё в СМИ относится лишь «по касательной», считаю не лишним ознакомить с ней нынешних читателей.

Начну с того, что спектакль мне просто понравился. На уровне эмоционально-эстетического восприятия. Целиком и отдельными сценами. Особенно той – предельно откровенной и эротичной — где Анна и Вронский под струями воды сливаются в жарких объятиях. Какая музыка, какая пластика!

Ничуть не изменилось моё отношение к нему и когда схлынувшие эмоции уступили место размышлениям.

Весь мир — экспресс, все люди – пассажиры. Вместе с действующими лицами мы вновь и вновь приезжаем-уезжаем, катим объемистые чемоданы по тревожному, нет — зловещему — перрону. Вокзальные сцены имеют судьбоносное значение для персонажей и выделяются особым стилем исполнения. Всё лишнее здесь отходит на задний план, замедляется, уступая место порывам. Замедленная съемка — излюбленный киноприём — вписан естественно и полно передаёт многомерную контрастность происходящего.

Обратите внимание на то, как бережно сохранён толстовский текст. Никакой отсебятины даже в интонациях. Да, изложение несколько фрагментарно, клиповано. Но всё органично состыковано, уложено в сюжетную канву. Всяк, читавший роман, сходу сориентируется, подтянет ассоциации, начнет перелистывать в памяти страницу за страницей.

Анна Каренина,чемодан,Пермский Театр-Театр

Спектакль «Анна Каренина» Пермского Театра-Театра

 

Действующие лица и ситуации даны в ретроспекции, в параллелях с сегодняшним днем. Максимально приближены к нам и, одновременно, остаются в своем почти полуторавековом далеке. Перед нами – перекличка эпох, сюрреалистическое стирание граней между действительным и виртуальным мирами. Великосветские рауты превращаются в тусовки «новых русских». Лишённый нравственного стержня «раздробленный мир», в котором хаотически переплелись одухотворённое и плотское, добро и зло…

Владимир Золотарь смотрит на персонажей своего спектакля достаточно критично:

«Мир героев «Анны Карениной» это витринный мир бутика или модной галереи, где вся жизнь, чувства и страсти – все на виду. Отношения Вронского и Анны — идеал такой жизни: это страсть двух «звезд», окруженных лестью, интригами и тайнами. Эти обреченные отношения будут претерпевать долгую агонию и обнажат то, что на самом деле любит Анна — ту остроту публичной жизни, без которой всё теряет смысл. И в погоне за которой она готова разрушить не только жизнь своих мужчин, но и свою собственную».

При этом, режиссёр не впадает в крайности, не навязывает своё видение, доходя до гротеска лишь в сцене ссоры любовников у кассы супермаркета. Зрителю предстоит самостоятельно решить, кто же такая Анна Каренина — гламурная пустышка, или…?

Анна Каренина,чемодан,Пермский Театр-Театр

Сцена из спектакля «Анна Каренина» Пермского Театра-Театра

По-полной выложились художники – стилист и костюмер. Анна — коротко стриженая блондинка в брючном костюме – этакая бизнес-леди, светская львица. Вронский не лощеный офицер-гвардеец, а неформал в мешковатом джемпере и мятых брюках. Левин в ковбойке и джинсах – не помещик, а простовато-застенчивый добродушный фермер.

Браво художнику-декоратору! Что за чудо интерактивная компьютерная графика. За окном – то урбанистические нагромождения, то первозданные морские пейзажи. Дивной красоты картинки сменяют друг друга на экране.

В драмтеатре г. Истра режиссер Сергей Гук при постановке спектакля «Анна Каренина» тоже использовал «чемоданные образы». Почти каждый персонаж — с чемоданом. Им закрывается Стива от Долли, которая в припадке ревности хочет ударить его. С ним ходит Вронский. Много раз с чемоданчиком появляется главная героиня. Получается, всяк несёт по жизни свой, полный проблемами, чемодан… Анне этот груз оказался не под силу (2017).

И, наконец, не лишне вспомнить: Толстой называл «Анну Каренину» «романом из современной жизни». Да! И так на все времена. А, значит, каждое поколение имеет право, видя произведение по-своему, накладывать его на свою действительность.