Путешествуя по градам и весям Страны восходящего солнца, везде видел карликовые деревья и мини-пейзажи с ними. Дома, на крыльце, у дома… Проще всего объяснить это теснотой проживания и нехваткой зелени в «каменных джунглях» мегаполисов. И ошибиться. Поскольку там, где достаточно просторно – то же самое. Своеобразие местной эстетики — видение изящества в искривленных стволах? И да, и нет. Ответ подсказала Мегуми — моя молодая переводчица: «Мы – японцы – очень терпеливые». Ну, конечно же, бонсай – символ стойкости нации, её глубоких корней, тяги к свету!
Кстати, символ не только японской. Видел такое, когда два учебных года преподавал Китае. Откуда давным-давно и произошло заимствование. Вместе с даосизмом. Ведь бонсай (盆栽 —«выращенное на подносе») позволяет наслаждаться созерцанием, одновременно, погружаясь в себя. Тем самым постигая дао – высший смысл бытия, приближаясь к богу. Мир предстаёт садом Будды, где он — садовник].
Японское учение дзэн утверждает значимость восприятия не только предмета, но и пустоты (пространства), окружающей этот предмет. Именно поэтому творцы-бонсаисты стремятся к гармонии пустых и заполненных пространств, пропорциональности объёмов ветвей и просветов (по мере приближения к вершине они должны уменьшаться).
Предмет религиозного культа? Бери шире – нечто общефилософское. Воплощение, родившегося в сознании (=душе) человека образа.
Бонсай, в принципе, никогда не бывает завершён. Он рождается, развивается, уходит в вечность. Чем древнее дерево, чем более оставили на нем свой след перенесённые невзгоды, тем милее и интереснее оно взору. В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни — юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость — цветами и плодами, а старость — стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами.
Можно спорить по поводу того, что важнее в бонсай — изящество или драматизм, но несомненно, что если оба эти качества присутствуют в полной мере, перед нами шедевр.
Легенда гласит: путешествовавший инкогнито сёгун (правитель), будучи застигнут ненастьем в заснеженных горах, попросил приюта у отшельника - старого самурая, некогда оклеветанного и изгнанного. Тот радушно принял гостя и предложил обогреться, разделить с ним скудную трапезу. Увы, ни щепки, чтобы разжечь очаг. Хозяин, не раздумывая, порубил на дрова несколько великолепных бонсай, передававшихся из поколения в поколение. Это было всё, что осталось у него от былого богатства. На следующий день сёгун продолжил свой путь. А вскоре призвал самурая ко двору, приблизил к себе, щедро одарил, в т.ч. древними бонсай.
За столетия японцы довели искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре до совершенства, разработали систему канонов, которая включает в себя, как требования к облику самого растения, так и к сочетанию его с окружающей средой. Даже ритуалы. К примеру, бонсай выступает одним из важных аксессуаров чайной церемонии.
Нынешний бонсай — одно из направлений дендроарта. Основой для него служат саженцы обычных деревьев с мелкими листьями и густыми ветвями; рост их замедляется постоянными подрезаниями. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом ёмкости. Наземной часть должна соответствовать пропорциям взрослого дерева. Рост растений регулируется за счёт обрезки, прищипки, ограничения размеров корней. Для имитации природного ландшафта используют камни и мхи.
Кстати, (псевдо)бонсай можно смоделировать из соответствующим образом оформленных подкрашенных коряжек, чем и пользуются, разводящие на деньги лохов фальсификаторы.
Сложилось множество стилей бонсай, среди которых, по-моему, самые интересные следующие:
- Тёккан (直幹 ) — прямой ствол;
- Сякан (斜幹) – растущий под углом;
- Сокан (双幹) – сдвоенные стволы образуют единую крону;
- Кэнгай (懸崖), имитация дерева на краю горного склона или у обрывистого берега, вершина должна быть за границей горшка и наклоняться ниже его края;
- Фукинагаси (なり ) — дерево, изогнулось как бы под натиском ветра;
- Исицуки (石付) — дерева пробивается сквозь каменную расщелину.
На выставках в Хаконе и Камакуре и я любовался древесной миниатюристикой по-дилетантски. Знатоки же сразу подмечают отклонения от канонов. К примеру, ветки расположенные на одном уровне, коротки между длинными, параллельные ветки, ветки с утолщениями и наростами, пересекающиеся ветки, ветки, растущие вниз.
В Токийском аквапарке меня, среди всего прочего очаровала подводная пейзажистика.
А в магазине неподалеку можно приобрести мини-террариум:
Добавить комментарий