Наступление Года Собаки – прекрасный повод вспомнить о багажно-транспортных заслугах её сородичей.

Находка древнейших нарт, упряжи, и собачьих костей в Якутии, согласно радиоуглеродному анализу, имеет возраст около восьми тысяч лет. А если учесть ещё более раннюю распространённость собачьих волокуш из жердей, то и все десять наберётся.

Именно собаки помогли человеку изучить и освоить самые суровые труднодоступные из-за снегов и льдов территории. В том числе Сибири, Камчатки, Чукотки. Множество человеческих жизней было спасено в лютую полярную стужу преданными четвероногими друзьями.

северо-восточные ездовые собаки в упряжке

Случайно ли собаки, нарты, упряжь ещё недавно по всему Заполярью были главной темой мужских разговоров, а хороший вожак считался целым состоянием?

Не счесть тонно-километров, перевезённых за тысячелетия лохматыми тружениками. Умелое их использование позволило совершить выдающиеся географические открытия. На гружёных собачьих упряжках были покорены оба полюса. Северный – экспедицией Роберта Пири в 1909 г., Южный — экспедицией Руаля Амундсена в 1911 г.

Великая гонка милосердия

скульптура собаки Балто в Нью-Йорке, великая гонка милосердия

Скульптура Балто, одного из участников Гонки милосердия, возведена в Центральном Парке Нью-Йорка в 1926 году.

Сравнительно недавнее событие — «Великая гонка милосердия» (Great Race of Mercy) 1925 г., когда в Ном на Аляске по эстафете была срочно доставлена противодифтерийная сыворотка, спасшая тысячи жизней. 20 погонщиков, управлявших нартами, запряжёнными 150-ю ездовыми собаками породы хаски, с максимально возможной скоростью везли жизненно важный груз. По мере того, как упряжки по разным причинам выбывали из строя, ящик с сывороткой перегружали на другие упряжки. Вы только представьте как бережно надо было её везти – ведь ёмкости могли разбиться, полопаться от холода. Расстояние, равное 1085 км, эстафета преодолела за пять с половиной суток.

Особенно отличились погонщик Леонард Сеппала и его упряжка с вожаком-«коренником» Того (между прочим, сибирские хаски).

Мороз был под 30°. Стремясь срезать путь, Леонард помчался напрямик — по слабеющему льду залива Нортон. И так 80 км — ночью, в сильную бурю. Лед трещал, того и гляди провалишься или льдина оторвется и начнёт дрейфовать. Один раз так и случилось; пришлось несколько часов кружить в открытом море, а когда льдину в конце концов прибило к цельному льду, погонщик и Того перепрыгнули через полутораметровую полынью. Упряжь соскользнула в воду, тогда умный и смелый пёс прыгнул за ней и тянул постромку в воде к человеку до тех пор, пока льдина не подошла достаточно близко, чтобы упряжка смогла перейти на крепкий лёд.

Того, кроме всего прочего, обладал способностью, предчувствуя опасность, находить наименее опасную дорогу. Невероятно выносливый, он заставлял работать изнемогающих и замерзающих собак.

Всего лишь через три часа после того, как промчится упряжка, в заливе начнётся ледоход.

ездовые собаки на Аляске, конец XIX - начало XX вв.

Вот они — аляскинские трудяги…

Но это ещё полдела. На исходе ночи Леонард остановил нарты возле незадолго до описываемых событий изготовленной иглу, занёс туда сыворотку, завёл собак, накормил их. Через пару часов, несмотря на то, что усталость продолжала давать себя знать, что не потеплело и продолжала бушевать буря, вновь тронулись в путь.

Когда они достигли населённого пункта в 78 милях от Нома, собаки окончательно выдохлись. У Того отнялись лапы; это стало последним пробегом старого пса (ему было 10 лет). Всего упряжка Сеппала с  минимальными паузами прошла расстояние в 260 миль (418 км)!
Последнюю дистанцию маршрута сыворотку везла свежая упряжка Гуннара Каасена, вожаком которой являлся молодой сильный пёс Балто. Он также смог найти верный путь через пургу. Эта упряжка и доставила препарат в город. Сыворотка хоть и промёрзшая, оказалась вполне применимой. На ликвидацию эпидемии потребовалось менее недели.

Американские СМИ прославляли спасителей. В Голливуде был даже снят фильм «Гонка Балто к Ному».

Увы, слава оказалась скоротечной. Упряжка попала в плохие руки. В 1927 г. один бизнесмен из Кливленда обнаружил собак в Лос-Анджелесе на выставке. Неухоженных, полубольных. По его призыву энтузиасты собрали $2000 на их выкуп, поместили в Кливлендский зоопарк, где те и жили.

старое фото,золотоискатель с собакой, груз, снаряжение

Золотоискатели Аляски: оба загружены до упора. Конец XIX в.

Трудяги краёв белого безмолвия

Самое дальнее и протяжённое по времени путешествие на собачьих упряжках составило 10 тыс км: от Уэлена до Мурманска, в ходе полярной экспедиции газеты «Советская Россия» в 1982—1983 гг. Уэлен — село на Чукотке, самый восточный населённый пункт России.

Столетия селекции и запредельно суровых условий сформировали особый тип ездовых собак. К нему относятся хаски, маламут, гиляцкая (амурская и сахалинская), камчатская (ительменская и корякская), анадырская, чукотская, якутская (индигирско-колымская), енисейская.

Ездовые собаки в упряжке, нарты с грузом

Довелось наблюдать их и мне, когда побывал «на Северах». Сперва разочаровали. Ведь на вид не сказать, чтоб богатыри да красавцы. Однако пригляделся, посмотрел, каковы они в работе. Убедился: есть в них слаженная сила, упорство, целеустремлённость, чутьё. Неприхотливые, они могут спать, зарывшись в снег, питаться одной юколой. И, послушные воле каюра, тянуть, тянуть нарту…

В зоологических музеях Санкт-Петербурга и Вены я ознакомился со старинными образцами упряжи. Таковую составляют кожаные шлеи-алыки (по числу собак), крепящиеся к кольцам общей веревки-потяга. Кожаные же ремни и верёвки – для крепления груза.

Что касается способов запряжки, они — цугом и веером.

При первом — собак располагают вдоль длинного куска ремня, веревки или стального троса попарно или «елочкой», либо одну за другой, в «колонне по одному». Так ездят у нас, в Восточной Сибири, на севере Северной Америки и в Гренландии.

На севере Западной Сибири и в Европейской части России чаще пользуются веерной упряжкой, когда собаки бегут рядом, в одной шеренге.

ездовая собака, запряжённая в волокушу

Ездовая собака, запряжённая в волокушу

И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки. При первом — собаками управляют голосом, во втором — вожжой. Езда цугом требует собак лучше обученных, чем при езде веером; она не так маневренна (нельзя, например, повернуть нарту круто в сторону), зато экономнее расходует собачьи силы. При цуговой упряжке на нарту можно положить больше груза, легче проехать по морскому льду, среди торосов, по дну узких оврагов, по глубокому, рыхлому снегу. В цуговой упряжке до тех пор, пока собаки не выдохлись, они трудятся особенно увлеченно и азартно и к своей работе относятся словно к интересной игре. Каждая из них преследует и изо всех сил старается догнать предыдущую. Исключение составляют лишь собаки передовой пары или передовая: их удел — спасаться от преследования (остановиться и завязать драку «правила игры» не позволяют: каюр здесь выступает в роли строгого судьи).

В районах Крайнего Севера ездовое собаководство не утратило своего значения и поныне, несмотря на развитие моторного транспорта и авиации. Собаки перевозят грузы, почту, пассажиров. Упряжка в 10—12 собак, везя нарту с грузом в 400—500 кг со скоростью до 10 км в час, проходит за сутки километров 80, а налегке — 150 и даже 200.

Трудяги краёв белого безмолвия прекрасно описаны Джеком Лондоном, Юрием Рытхэу, Тихоном Сёмушкиным, ещё рядом авторов. Перечитайте-ка хотя бы «Белый Клык».

Одна десятая лошадиной силы

старое фото,собака-почтальон, запряжённая в тележку, швейцарский почтальон

Почтальон и его четвероногий помощник. В тележке — письма и посылки. Швейцария, конец XIX в.

Собаки — служат тягловой силой не только в тайге, тундре, льдах. Имеет место таковая и в Западной Европе. Тамошние деловые люди подсчитали: собака может выполнять примерно десятую часть работы лошади. Посему собака зачастую и являлась «лошадкой бедняка». Тут уж не до селекции. Какая под руку подворачивалась, такую и запрягали. Хотя, конечно, ценились те, что покрупнее да посильнее. Во времена, когда на улицах отсутствовали автомобили и мотоциклы, а велосипед являлся роскошью, повозки мощностью в одну или несколько собачьих сил выглядели вполне естественно.

Так, на множество упряжных собак в Великобритании, Германии, Швейцарии, Франции обратил внимание английский писатель-юморист Джером Клапка Джером. Вот, не угодно ли?

«Немец не любящий лени и не поощряющий её, даёт псу работу, чтоб занять праздную тварь полезным делом. Здесь каждый пёс имеет важный, деловой вид: посмотрите, как он ступает, запряженный в тележку молочника: никакой чиновник не может ступать с большим достоинством!. (…) По силе и росту он обыкновенно равен молодому быку, а хозяевами его бывают слабые старики и старухи, или дети».

старое фото,собака с тележкой

Собака, запряжённая в тележку с молочными продуктами. Бельгия, конец XIX в.

Упряжь тележки проще, чем нарты и состоит из небольших оглобель и хомутка или шлеек с постромками, крепящихся к крючкам или кольцам передка.

Солдат Жучка

Из-за нехватки лошадей, ослов и, тем более, автомобилей, собаки приняли самое деятельное участие в обеспечении «тягла» на Первой мировой войне. Причём, опять таки не служебных пород, а всякие разные, включая дворняг. При подвозе боеприпасов, продовольствия, вывозе раненых. Даже в лёгкие орудия их впрягали.

То же самое — на Второй мировой. К примеру, санитарной службы Красной армии вывезли из зон боёв свыше 600 тыс. тяжелораненых. Собаки действовали там, где нельзя было использовать ни лошадей, ни машин: доставляли боеприпасы, донесения, помогали прокладывать телефонный кабель. Младший сержант Иван Полянских — вожатый упряжки, состоящей из сибирских лаек Моряка, Товарища и Жучки за боевой путь от Сталинграда до Праги, вывез 726 раненых и доставил в боевые порядки 29 т боеприпасов. Овчарка Джек доставил 2932 донесения; множество раз переплывал реки, к примеру, Днепр, был трижды ранен.

Ездовые собаки — друзья по риску

книга "Ездовые собаки - друзья по риску"

Эта книга — пожалуй, самое основательное исследование о ездовом собаководстве.

Желающие глубже изучить тему, могут обратиться к исследованию Виктора Поля-Эмиля «Ездовые собаки — друзья по риску» (М., 1980). Книга читается на одном дыхании каждым, кому не чужды тяга к путешествиям, любовь к природе. Она и гимн «друзьям по риску», и своего рода памятник им.

Автор — известный французский исследователь и писатель — совершил несколько больших и трудных путешествий в полярные страны. Поль-Эмиль Виктор повествует о своих спутниках — европейцах и эскимосах и, конечно, о четвероногих помощниках, дает серию запоминающихся портретов собак и как бы раскрывает перед читателем внутренний мир великолепного Укиока, сентиментального Кранорсуака, коварной Арнатак, вспоминает случаи захватывающие, волнующие, иногда забавные. Так мог написать лишь человек, наделенный талантом тонкого наблюдателя и натуралиста. Автор не просто пишет о собаках — искренне разделяет с ними их радости и страдания.

То же отношение отражено в словах Кнуда Расмуссена — датского этнографа и полярного исследователя, прошедшего на собаках от Гудзонова залива до Чукотского полуострова 18 тысяч километров. Книга Расмуссена  «Across Arctic America» была переведена на русский язык и опубликована под названием «Великий санный путь».

«Меня охватывает горячее чувство благодарности нашим терпеливым, неприхотливым собакам. Мы трудились, выбивались из сил с ними заодно, работали дружно, как только могут работать живые существа, помогая, друг другу…»

И, наконец, хотя бы упомяну об участии собак в проверке пассажиров, багажа, грузов. Подробно же – скоро, в отдельном материале.