Спроси японцев, кто входит в десятку самых знаменитых соотечественников – деятелей культуры, они, не задумываясь, среди таковых назовут Хокусая. Да и по миру представление о традиционном изобразительном искусстве Страны восходящего солнца сложилось  преимущественно благодаря ему.

Поэтому, будучи в Токио, посещение его музея я посчитал для себя просто обязательным.

Музей даёт представление об основных этапах жизни и творчества художника, называвшего себя «гакёдзин» — «одержимый живописью».

Само здание – в стиле далёком от того, который имел место при жизни мастера. Это с лихвой компенсируется внутренним убранством,  экспонатами, мультимедийной составляющей, возможностью получить урок графики.

Путь к вершинам мастерства и славе Кацуси́ки Хокуса́я (葛飾 北斎, 1760-1849) был извилистым и трудным.  Случалось даже, жил впроголодь, чтоб хоть как-то прокормиться, занимался мелочной торговлей. Дважды – из-за пожаров, в которых гибло наработанное —  начинал всё заново. При этом упорно отказывался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре укиё-э. Вырабатывал свою уникальную манеру, включающую в себя отечественные и зарубежные достижения. Отсюда сочетания плоскостности и перспективы, контрастности и цветопереходов…

Впервые он мощно заявил о себе гравюрами-«суримоно». Колоссальный успех, покупательский ажиотаж.Сразу появилось множество подражателей.

Суримоно — исполненные ксилографическим способом предтечи  постеров и поздравительных открыток. Сравнительно небольшие, лаконичные, они являлись очень ёмкими по смыслу. Создаваемый изобразительными (включая каллиграфию) и стихотворными средствами образ должен был обладать цельностью, органично соединяя составные части в единое целое. Именно эта синтетичность, позволяющая проявить собственные таланты, блеснуть умом, тонким вкусом, явить в простоте изысканность и глубину философского подтекста, и ценилась создателями суримоно.

Хокусай – пейзажист. Достаточно упомянуть посвящённые священной горе Фудзи  серии гравюр.

Маринист. Поглядите, как «позируют» морская стихия и противостоящие ей мужественные умелые люди.

Утлую лодку нещадно бросая,
Волны бушуют у Хокусая.

Бытописатель. Отлив, женщины, собирающие морепродукты и устраивающие постирушки…
Сценка на сельском базарчике: рыбак тащит двух здоровенных тунцов, громко расхваливает свой товар булочник… Курильщик и склонившийся над ним собеседник…

Удивительны многомерность, пристальное внимание к изображаемому, даже, казалось бы, третьестепенным деталям. Например, выписанный на дальнем плане природный фон, становится ценным сам по себе, воспринимается как нечто самостоятельное.

Показанные на фоне пейзажа люди активно с ним взаимодействуют: прикрывают рукой глаза от солнца, указывают на облака, вглядываются в бескрайние просторы, иногда даже повернувшись спиной к зрителю.

Книжный иллюстратор (сборник «100 стихотворений 100 поэтов» и др.).

Миниатюрист и монументалист. В 1804 году на стене главного храма Эдо художник изобразил Бодхидхарму размером в 240 м².

Виртуозный график. Создатель Манги (北斎漫画)  – по существу, иллюстрированной ретроэнциклопедии Японии.

Хокусай оказал существенное влияние на западное искусство XIX-ХХ вв., особенно импрессионизм и ар-нуво.

Им вдохновлялся Иван Билибин – вспомните красочные иллюстрации к русским народным сказкам.

Вдобавок Хокусай — педагог на все времена. Вот созданные им учебники, включая те, которые позволяют освоить самые азы рисования. За исходную основу рисунка берутся геометрические фигуры и штриховка.

Я, разумеется, наряду с другими посетителями, стал прилежно выводить журавлика (фишка в том, чтобы сделать это не отрывая руки).

Как выглядел художник? Судите по автопортрету и восковой фигуре из всё того же музея (рядом – любимая дочь и верная помощница Ои).

 

Ныне Хокусай тиражируется с самыми различными целями, включая коммерческую рекламу и правила поведения в общественных местах.

Омар Хайям… рисовал стихи

Через чай – китайцу в душу