Понемногу обживаясь в Китае (г.Хэфэй), я, конечно же, с интересом узнаю и сравниваю с российскими реалиями разные аспекты местной жизни. Наиболее близкая мне сейчас тема – образование.
Из СМИ и писем друзей узнал: в Пермских вузах закрывают кафедры (в ПГНИУ — Всемирной истории). В Политехе — закрыт Автодорожный факультет. В Институте культуры — факультет актёрского мастерства. Зато в ПГНИУ открыта кафедра теологии.
Невольно напрашиваются сравнения. Пока ещё рано говорить о том, какой социализм в Китае. Мало здесь живу. Но я уже вижу, какие огромные и прекрасно оснащенные университеты здесь понастроили. А в них — 40 млн. студентов. Стипендию им платят не как в России, а позволяющую одеваться и питаться. Питание в столовых сытное, вкусное, дешевое (я сам там питаюсь — вполне оценил, хотя и непривычное). Спорткомплексы доступны круглосуточно. Общежития за символическую плату. Бесплатный автобус.
Или взять такие штришки: доступ в безлимитный Интернет бесплатен, ксерокопировать 1 лист — 1 мао (=10 коп). Спросил коллег: разрешается ли студентам подрабатывать, как это делают многие студенты в России? Нет, отвечают. Чтоб не отвлекались от учёбы. А тем, кто из малообеспеченных семей, предоставляют материальную помощь. Плюс разные льготы.
Я, получается, вообще здесь живу, как при высшей фазе социализма. Зарплата 7000 юаней (=70 000 руб.), бесплатное жильё — на одного 3-комнатная меблированная квартира со всей бытовой техникой (включая кондиционер и вентилятор на потолке), полностью бесплатная «коммуналка». Также бесплатный автобус и дешёвое столовское питание, полис на бесплатное медицинское обслуживание. Отпуск 2 месяца в году. При повсеместно имеющемся скоростном ж/д транспорте — это означает возможность за считанные часы добраться практически в любую местность. Поэтому так развит внутренний туризм.
Узнал и то, какая учебная нагрузка на вузовских преподавателей. Занятия с утра и до полудня, а потом все разъезжаются. Это лучшие условия, чем когда-то в СССР (я в 1984 г., будучи молодым преподавателем, имел типовую годовую нагрузку в 520 часов, из них только половину аудиторных; остальное — курсовые, экзамены и т. д.). После обеда у китайских студентов наступает время самостоятельной подготовки. А у комсомольцев — ещё и общественная деятельность.
По стране идёт массовый снос даже не ветхого, просто устаревшего жилья. Вместо него вырастают комфортабельные небоскрёбы (у нас бы назвали — «элитки»). На время сноса и строительства жильцам предоставляется временное жильё. А затем в районе сноса — в элитке — не менее 100 кв. м на семью. 50 кв. м бесплатно, остальное — в долгосрочный кредит под символические проценты.
Не буду идеализировать. Разница в зарплатах руководителей, высококвалифицированных специалистов и, скажем, дворников, огромна. Но это стимул для молодых учиться, овладевать профессиями, повышать квалификацию. У того же университетского дворника сын тут учится (да ещё, небось, поганец, стесняется на людях общаться с отцом-работягой).
Да, остается и бедность. Особенно, в отдаленных сельских районах. Но её не скрывают и активно с ней борются.
Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», Китай в 2019 году планирует сократить численность бедного населения в сельской местности более чем на 10 миллионов человек . Речь идет об эффективном устранении «двух забот» и реализации «трех гарантий»: необходимо обеспечить людей питанием и одеждой, а также гарантировать им обязательное образование, овладение профессиями, доступ к коммуникациям, развивать сельский туризм, делать общедоступными основные медицинские услуги, делать элементарно благоустроенным жильё (включая газификацию). Планируется ежегодно сокращать количество бедных на 10%.
Пенсионный возраст — по модели СССР. Пенсии индексируются. А в российских СМИ — только и смакования о том, что в Китае пенсии чуть ли не вообще отсутствуют.
Главное же, что имеют граждане Поднебесной и чего, увы, лишились россияне, — чувства стабильности, защищённости, поступательного развития от хорошего к лучшему, уверенности в завтрашнем дне.
Добавить комментарий