Я – профессиональный историк– в общих чертах знал, с какими экспонатами мне предстоит встретиться в музеях Ирана, с какими памятниками и архитектурным наследием – под открытым небом. Но одно дело изучать их по учебникам и монографиям, а когда сталкиваешься вживую, прямо-таки потрясение испытываешь.
Главный музей – тегеранский «Иран е Бастан». Сочетание подлинников с искусно выполненными макетами, инсталляциями, видео, компьютерной графикой создают эффект присутствия посетителя в далёком прошлом.
Вот – на стыке неолита с эпохой бронзы – керамика, одно из первых в истории человечества колёс, селение земледельцев и скотоводов… Подумать только, им свыше девяти тысяч лет!
Вероятно первая в истории «мультяшная» анимация; глиняный сосуд, на котором одно за другим изображены движения козла; он подскакивает к дереву, поедает листву.
Следующий зал посвящён раннеклассовому обществу. Здесь представлены бронзовое оружие, украшения (они же – атрибуты, подчёркивающие элитный статус владельцев), элементы дворцового декора…
Династии персидских царей — Ахеменидов, Селевкидов, Сасанидов, имена которых известны нам со школьной скамьи.
Могучие, сурово-непреклонные воины. А на улицах встречаю мужчин, как две капли воды схожих ними. Иному работяге дай вместо лопаты копьё да облеки в доспехи – не отличишь; даже длинные курчавые волосы так же ремешком перетягивает.
Впечатляет расположенный по соседству Музей исламского периода. Его я, хоть и был перегружен впечатлениями, осмотрел без спешки. Опять керамические изделия. В изобилии представлено ткачество. Множество рукописей, книг, произведений изобразительного искусства (та же каллиграфия).
Музей керамики и стекла. Кое в чём, его экспонатика — повтор увиденного. Однако имеется и своё неповторимое. К примеру, изящные кувшинчики.
Сравнительно небольшой, но очень впечатляющий Музей им. Резы Аббаси. Среди экспонатов всемирно известный золотой ритон VII в. до н. э. в виде бараньей головы
Персеполис. В VI—V вв. до н. э. – столица державы Ахеменидов. Захваченная и разрушенная Александром Македонским, тем не менее сохранила дух того великого времени.
Работы иранским археологам без конца и края! Широкомасштабные раскопки ведутся сразу в десятках мест.
Артефакты буквально под ногами. Так, в Кашане руины начинались сразу за дувалом хостела Историко-культурного центра, куда меня поселили. То же самое – у исфаханского.
А уж если стройку затеют, котлован выроют, только успевай расписные черепки собирать. Везде, где бывал, несмотря на напряжённый график, я успевал полазить по отвалам, рвам, подземельям. Особенно впечатляли следы пожарищ с обгоревшими человеческими костями. Завоеватели убивали, грабили, рушили, жгли…
А вот с самочинными раскопками, тем паче с вывозом предметов старины за рубеж здесь строго. Посему подержишь находку в руках, полюбуешься, вздохнёшь и положишь на место.
Добавить комментарий